" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

 

ГЛАВА 12. МУДРОСТЬ, КОРЫСТЬ, ЛИЦЕМЕРИЕ

 
Джихад — как понимать это слово?

 Эта сура, как и две последующие, прочтена в Медине. Эта — вскоре после боя в долине Бадр.

Великое прощение грешникам. Меч и плен против неверующих. Рай и ад. Призыв Аллаха к Мохаммеду. Проблемы, которые пришлось решать посланнику перед боем.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Аллах сделал тщетными деяния людей, которые не веруют в Него и сбивают с пути всех остальных. Будут прощены грехи всем тем, кто совершает праведные дела и верит в истину, ниспосланную Мохаммеду. Неверующие следуют за ложью, а верующие — за истиной Аллаха.

Когда встретите в бою неверных — удар мечом по шее. Когда же они сдадутся — крепите оковы пленных. Потом отпустите, или за них возьмите выкуп. И так — до конца войны. Если бы Бог пожелал, то сам воздал бы за грехи им. Но Он испытывает вас — одних другими.

Небесплодны деяния тех, кто убит на пути Аллаха. Бог поведёт их по верному пути, введёт их в рай. Уверовавшие содействуют Аллаху — и Он помогает им.

Гибель тем, кто не уверовал! Тщетны их деяния — потому, что возненавидели они ниспосланное Богом. Аллах уничтожил предшественников ваших, вас тоже это ожидает. Бог — покровитель верующих, а у безбожников нет защитников.

Есть среди твоих слушателей, посланник, и такие. Они слушают тебя, а когда уходят, вопрошают: что он только что нам говорил? Сердца у них заперты, они не способны слышать. Неужели они не боятся дня суда, когда уже видны его приметы?

Знай же, что нет божества, кроме Аллаха, покайся за свои грехи и за грехи всех верующих мужчин и женщин. Аллах видит все ваши действия и обитель вашу.

Мусульмане говорят: почему нам не ниспослана сура о джихаде? (Джихад — сражение за веру. Кораническое понятие джихада не подразумевает войну против безоружных. Это означает битву за защиту своей веры. Это понятие извращено, причем, давно). Но если Аллах посылает веление идти вам в бой, то взгляд у вас затравленный, вы хотите избежать войны. Им предпочтительнее быть покорными врагу. Но лучше было бы повиноваться Богу.

Если вы отворачиваетесь — то плодите нечестие на земле. Отвернувшихся Аллах лишил и зрения, и слуха. Неужели они не размышляют о Коране? Или на сердцах у них замок?

А есть такие, которые пошли по верному пути, а потом отвратились. Это те, чьи деяния в их глазах разукрасил сатана. Они сказали тем, кто не принимает ниспослания Аллаха: мы вам будем помогать во всех делах. Аллах знает эти тайны. Ангелы накажут лицемеров, следовавших за тем, что вызывает гнев Аллаха.

Неужели они полагают, что Аллах не узнает эти мысли? Если бы Мы пожелали, то наделили бы таких внешними приметами, чтобы ты, посланник, мог узнать их издалека. Но ты узнаешь таких по их словам.

О, верующие! Повинуйтесь Богу и Его посланнику, не делайте напрасными свои деяния. Воистину, Бог не простит вас — тех, кто не верит.

Не проявляйте слабости, не взывайте к людям, что вы выше остальных. Над вами Бог, оценит ваши Он деяния. Мирская жизнь — она краткосрочна, мирские радости — лишь игра. Если вы уверуете, и будете бояться Бога, Он вознаградит вас.

Не нужны Ему ваши богатства. А если они нужны будут, но вы поскупитесь — Аллах узнает о вашей злобе. Если вас призывают пожертвовать на пути Аллаха, а вы скупитесь — то это вы делаете во вред себе. Аллах и без вас богат. А вы бедны при всех богатствах ваших. Если отворачиваетесь — знайте, что и Аллах может отвернуться, и заменить вас на непорочных.

В этой суре, прочтенной Мохаммедом после боя в долине Бадр, содержатся мотивы реальных событий. Перед нападением на караван курайшитов пророку пришлось столкнуться с непониманием. Такие настроения были особенно сильны у аборигенов Медины. Мусульманам, прибывшим из Мекки, нечего было терять, они образовали ядро войска. А местным жителям не хотелось ввязываться в бой. Мохаммеду надо было решать и материальные проблемы: нужны были средства на вооружение, обмундирование. Отголоски этих проблем и составили основу 47‑ой суры.

Следует особо остановиться на нескольких айатах этой суры.

«Будут прощены грехи всем тем, кто совершает праведные дела и верит в истину, ниспосланную Мохаммеду».

Как видим, прощение грехов обещается всем, кто пойдет в бой за Мохаммедом, праведником при этом быть не обязательно.

«Когда встретите в бою неверных — удар мечом по шее. Когда же они сдадутся — крепите оковы пленных».

Эти слова часто приводятся критиками ислама, как свидетельство жестокости мусульман по отношению к «неверным», где под неверными понимаются христиане, иудеи и, вообще, не мусульмане. Но, как следует из контекста, речь идет исключительно об арабских язычниках из Мекки. Правда, некоторые мусульмане, как и критики ислама, как ни странно, тоже считают их руководством к действию против немусульман вообще, к тому же, в наше время, в XXI веке, чем сами же дискредитируют ислам. Ведь очевидно, что бои Мохаммеда против идолопоклонников Мекки никак не могут служить призывом вести сегодня террористические войны. Как видите, наблюдается смыкание противоположностей, такая интерпретация выгодна, как ни странно, и «верным», и «неверным». Исламофобам — служит доказательством кровожадности ислама. А мусульманским экстремистам — доказательством собственной правоты, инструментом для воздействия на исполнителей терактов в мирное время. Однако, стоит заметить, что в Коране речь идет о действиях, которые допустимы лишь во время войны: нападение, пленение, удары мечом:

«И так — до конца войны».

Далее.

«Неужели они не боятся дня суда, когда уже видны его приметы?».

Читая эту фразу, невольно вспоминаешь следующий хадис. Рассказывает один из современников Мохаммеда: «Когда произошло солнечное затмение, пророк в страхе встал со своего места, опасаясь, что настал час страшного суда, пришёл в мечеть и стал молиться, и я никогда прежде не видел, чтобы он стоял и склонялся в поясных и земных поклонах так долго».

Из этого хадиса следует, что Мохаммед в своем воображении связал солнечное затмение с концом света. Ясно, что неграмотный погонщик караванов не мог знать природы этого явления. Но, по абсурдному утверждению исламской ортодоксии, современные мусульмане должны следовать пророку во всем. Надо ли это понимать так, что, несмотря на нынешнее наше знание природы солнечного затмения, мы должны его бояться и видеть в нем признак апокалипсиса?

Нападение на торговый караван курайшитов в долине Бадр, конечно, не было боем за веру. Главная цель, которую преследовал Мохаммед — это захват материальных ценностей. Но прозорливый посланник внес «идеологическую составляющую»: будто речь идет о защите мусульманской веры. Такая подмена понятий станет характерной для мусульманского движения и в дальнейшем. Даже сейчас действия боевиков в разных концах земли преподносятся ими как джихад, борьба за веру, тогда как это — борьба за власть.

Приведем здесь цитату из произведения великого азербайджанского писателя Чингиза Гусейнова «Не дать воде вылиться из опрокинутого кувшина»:

«Что есть война? что есть мир? и пусть ученики заучивают! когда? в сей миг! не откладывая! что война есть пожарище, которое должно потушить! что дозволено сражаться лишь с теми, которые сражаются с вами! лишь с теми, кто изгоняет вас из ваших домов!

И слышит на небе, как кричат: Джихад! Джихад!

Разрывается земля: Джихад! Джихад!

Но да услышите! Запомните, о почитающие меня, вбейте в свои головы, не говорите, что не слышали! Три вида есть джихада!

Малый джихад — война в защиту! нет, к джихаду вас не призываю, если не напали! а напали если — лишь тут война нужна! недопустимо на войне преступление, если даже враг ненавистен! закончена должна быть не из боязливости, а если противник склонен к миру! да не будут уши глухи к словам моим! Шахиды, или мученики, лишь те, кто погиб на войне, защищаясь! но те, кто, убив себя, погубил неповинных, которые не воюют с тобой, — не шахиды, они убийцы! какой вождь‑злодей обещал им рай? гореть им в огненной геенне! если сражаются два отряда верующих — отбросьте сомнения, примирите их! если один несправедлив против другого, сражайтесь с тем, который несправедлив, пока не взмолится о мире! а если готов к миру — примирите по справедливости и будьте беспристрастны!

Средний джихад есть важнейший! когда говоришь правду правителю, ничего не утаивая, никого не страшась! ибо правитель не желает слышать правду! может тебя погубить!

Большой джихад есть! война постоянная! неистребимая! не прекращается ни на миг! война внутри тебя! во всём твоём существе! между дьявольским в тебе и божественным! да не закончится эта война никогда! торжествующая! ликующая! начать и не завершить!»

Прощение пророку прошлых и будущих грехов. О тех, кто не идет за Мохаммедом. Отказ Мекки позволить ему паломничество. Унизительные пункты договора. Согласие Мохаммеда. Число мусульман увеличивается в пять раз. Дипломатическая победа.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Воистину, Мы даровали тебе явную победу, чтобы ты видел прощение Аллаха за прежние грехи, и за те, что будут, и чтобы Аллах повёл тебя по верному пути. Дав тебе и милость, и покровительство своё.

Это Он ниспослал сакину (эманация Бога, спокойствие и уверенность. То же самое, что у евреев шекина) в сердца своих воинов, чтобы вера их стала еще крепче (эти слова начертаны на знаменах турецкой армии). Аллаху принадлежит всё воинство земли. И, чтобы ввести всех верующих — мужчин и женщин — в райские сады, где журчат ручьи, где праведные пребудут вечно, и прощены им будут былые злодеяния.

И чтобы подвергнуть наказанию лицемеров — и мужчин и женщин, всех язычников, думающих об Аллахе лживо. Их постигнут превратности судьбы. Гнев Аллаха обращен на них, им уготована геенна.

Мы отправили тебя свидетелем, наставником и вестником, чтобы люди поверили в Аллаха и Его посланника. Чтобы почитали и уважали Его посланника, а Аллаха благодарили утром и перед закатом солнца.

Те люди, которые верны тебе — они верны и Богу. Он помогает им. А кто изменил тебе и своей клятве — тот поступил во вред себе. Тем же, кто не нарушал заветы Бога — ему от Него великая награда.

Бедуины, оставшиеся позади, сказали: нас задержали наши семьи. Но они неискренни. Скажи им: кто властен помочь вам, если Бог отвернётся? Аллах, — скажи им, — знает, что у вас в сердцах. Вы предполагали, что посланник проиграет бой и не вернется. Вы заслужили гнева и наказания Аллаха.

Аллаху принадлежит власть над небесами и землей. Он прощает, кому пожелает, и наказывает, кого пожелает.

Когда вы отправитесь за трофеями, отставшие воскликнут: мы тоже с вами. Тогда скажи им: в бою вы были позади, а теперь вперёд хотите выйти?

Скажи бедуинам: вас еще призовут в сражение против яростных врагов, чтобы проверить искренность. Покажите своё повиновение — и Аллах дарует вам награду. Если же отвернётесь, как отвернулись в этот раз, то Бог накажет великим наказанием.

Нет греха на тех, которые не пошли, если они слепы, глухи или больны. Всех, кто повинуется Аллаху — ждёт награда, а кто отвернётся — злая кара.

Аллах был доволен мусульманами, когда они присягнули тебе под деревом в Худайбии (ниже об этом будет рассказано подробно). Господь знал, что сердца их искренни, поэтому вознаградит победой скорой и трофеями. Он удержал руки злобные от вас, это стало знамением для верующих.Если бы неверующие сразились с вами, то отступили бы, и не нашли заступников. Таково установление Аллаха. Ты никогда не найдёшь изменений в Его законах!

Язычники не пустили вас в Запретную мечеть, не позволили пожертвовать животных, не пустили их к местам заклания. Если бы в Мекке не было верующих, Аллах позволил бы войти вам в этот город. Но Он не позволил. А если они напали бы на вас, то Мы подвергли бы их мучительным страданиям.

Неверующие поместили в своих сердцах злобу и заносчивость времен невежества, а Аллах ниспослал своему посланнику и верующим покой и богобоязненность.

Аллах показал посланнику в Медине вещий сон. Вы войдете в Запретную мечеть без боя, не сражаясь, побреетесь и пострижете волосы (обряды при совершении паломничества), не испытывая страха. Бог знает то, чего вы не знаете. Он направил своего посланника с верой в истину, которая превыше всех других религий.

Мохаммед — посланник Бога. Его сторонники яростны к неверным и добры друг к другу. Они поклоняются Аллаху и ждут благословения. На их лицах отпечаток той земли, которой они касаются в молитве. Таков их образ в Торе, а в Евангелии образ их — посев, который явил росток и укрепил его, росток стал прочным, восхищая сеятелей и приводя в негодование неверующих. Бог обещает тем из них, кто уверовал и творит добро — прощение и великую награду.

Если гора не идет к Мохаммеду

В 48‑й суре речь идет о событиях февраля 628 года. Победа — это заключение мира в долине Худайбия.

После боя у рва, после некоторого топтания на месте, некоторых потрясений в личной жизни, Мохаммед решил совершить паломничество в Мекку. В то время это было возможно для всех арабов, которые съезжались к Каабе со всех уголков Аравийского полуострова.

Мохаммед со своими соратниками направился в Мекку. Колонну замыкали 70 верблюдов, которые были предназначены для традиционного жертвоприношения. С Мохаммедом на арабских скакунах шли несколько сот мусульман. Многие не решились присоединиться, боясь, что поездка закончится конфликтом с мекканцами. О каждом шаге мусульман мекканцы были информированы. В пути их встретил одинокий всадник, который предупредил, что мекканцы не собираются встречать Мохаммеда хлебом‑солью, а передовой отряд язычников двигается навстречу, собираясь дать бой.

Отряд мединцев поехал обходным путем и оказался в долине Худайбия. Надо сказать, что сопровождающие Мохаммеда не очень понимали, зачем нужен этот поход. Он не сулил добычи, одни неприятности. Даже верблюдица пророка вдруг резко остановилась и опустилась на колени. Здесь, в нескольких десятках километрах от Мекки, и стали на привал.

Снова прибыла разведка мекканцев. Им показали жертвенных животных, икрамы — одежду, в которой совершается паломничество, убедили в своих мирных целях. Однако хозяева Мекки не посчитали возможным пустить мусульман в город.

Тогда в Мекку поехал Осман — сподвижник пророка, который спустя 15 лет, после смерти Мохаммеда, Абу Бакра и Омара станет четвертым лидером мусульманского государства. Вскоре пошел слух, что Османа убили. На самом деле это было не так, язычники даже предложили Осману совершить обход Каабы в одиночку. Но мусульмане этого не знали, поэтому всполошились. Пошли разговоры о том, что надо отказаться от паломничества и дать курайшитам бой, силой ворваться в город. Мохаммед пребывал в раздумье.

Наконец, он собрал всех около одинокого высокого дерева, и приказал всем дать клятву на верность, присягнуть, что бой будет вестись до победного конца или до последней капли крови. Только один человек отказался от присяги, остальные поклялись. До курайшитов дошел слух об этой присяге, они заторопились приступить к переговорам.

Никто не хотел войны, все устали от стычек — и мекканцы, и мусульмане. Поэтому, когда прибывший из Мекки переговорщик сказал, что он привез мирный договор, Мохаммед вздохнул с облегчением и стал внимательно его слушать. Курайшиты предлагали мир сроком на десять лет. Что же касается паломничества — заявили, что пустят посланника не сейчас, а в будущем году. Это было для Мохаммеда унизительно — он‑то уже собрался, поднял людей, а тут ему отказывают в паломничестве, который мог совершить любой араб. Тем не менее, он это условие принял. Перемирие его тоже устраивало.

Далее, достигли договоренности, что каждый из мекканцев, кто хочет посетить Медину, может сделать это, как было раньше, беспрепятственно. Были и другие, менее важные пункты договора. При подписании произошла заминка. Посол из Мекки потребовал подписать договор не словами «Посланник Аллаха», как хотел Мохаммед, а просто от своего имени. Еще и зачеркнул традиционное для мусульман выражение «Во имя Аллаха милостивого, милосердного». Мохаммед принял и эти унизительные условия. Его сторонники были возмущены. Однако они не видели в договоре того, что увидел дальновидный Мохаммед.

Может, в Худабейдии и родилась поговорка «если гора не идет к Мохаммеду — то Мохаммед идет к горе». Он понял, что ставить перед собой нереальные, невыполнимые задачи бесполезно, зато надо использовать ситуацию с максимальной пользой. Это была дипломатическая победа, о которой и говорится в 48‑й суре.

После подписания договора мекканцы, давно не бывавшие в Медине, начали ездить туда, к родственникам, большими компаниями. А мединцам была дана команда приглашать язычников к столу, угощать, не ссориться, рассказывать, что такое мусульманская религия. В итоге за период перемирия мусульмане приобрели огромное число сторонников и просто симпатизирующих. Число мусульман возросло в 5‑6 раз. Некоторые переезжали в Медину, а те, которые возвращались в родной город, исповедовали ислам тайно. В стане врага образовалось исламское подполье, оно расширялось с каждым месяцем. Те проповеди, которые когда‑то здесь тайно читал Мохаммед, были слышны во многих домах Мекки.

В результате, как и предсказала 48‑я сура, мусульмане, уступив в Худабейдии, победили в главном. Через два года они вошли в Мекку без единого выстрела, и никто не смог им воспрепятствовать.

Мы могли бы восторгаться этой сурой, в которой Бог признал дипломатическую победу Мохаммеда, если бы пророк не включил бы в нее индульгенцию от всяких грехов на будущее, которую якобы выдал ему Аллах, если бы не появившиеся нотки превосходства ислама над другими религиями.

Бог заботится о бытовых удобствах посланника. Уже нельзя при нем повышать голос, нельзя обращаться к нему из дальних комнат, нельзя опережать его в поступках и словах. Как должен относиться мусульманин к мусульманину. Отношение к другим. О выискивании недостков друг у друга. О насмешках и кличках.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

О, верующие! Не опережайте Аллаха и Его посланника в речах своих и поступках. Не возвышайте голоса своего над голосом посланника, не обращайтесь к нему так же громко, как друг к другу! Те, кто при посланнике понижают свои голоса — они действительно страшатся Бога, и уготованы им прощение и награда. Те, которые обращаются к тебе из дальних комнат — они лишены разума. Лучше бы они потерпели, когда ты сам к ним выйдешь.

О, верующие! Если грешный принесёт вам весть, то проверьте всё, что им сказано, чтобы не причинить другим, невинным, вред, и не сожалеть после о случившемся.

Знайте, что среди вас — посланник Бога. Если бы он считал возможным подчиниться вам, то вы сами пострадали бы.

Аллах призвал вас к вере и вселил её в ваши сердца, сделал ненавистными для вас неверие, бесчестие, непокорность. Таковы по милости Аллаха люди, которые идут по верному пути.

Если сражаются между собой две группы мусульман — примирите их. Станьте на сторону того, кто справедлив из них, пока другой не обратится к Богу. Тогда примирите их по справедливости, и будьте беспристрастны.

Воистину, мусульмане — братья. Примиряйте братьев между собой и страшитесь Бога — тогда и Он простит вам не лучшие деяния ваши.

О, верующие! Пусть одни из вас не издеваются над другими — может, те лучше них. Пусть не насмехаются и женщины над женщинами — может, те лучше них. Не позорьте себя сами, называя друг друга кличками. Скверно называть человека нечестивцем, если он уверовал. Кто в этом не раскается — тот несправедлив.

О, верующие, избегайте недобрых мыслей друг о друге, некоторые из них греховны. Не следите друг за другом, не ищите недостатки, не злословьте за спинами друг о друге. Это похоже на каннибализм по отношению к родному брату. Страшитесь Бога!

О, люди! Мы создали вас мужчинами и женщинами, народами и племенами, чтобы вы изучали друг друга, помогали, и знали, что наиболее почитаемые среди вас — благочестивые и богобоязненные.

Скажи им, посланник, чтобы не ждали похвалы за то, что обратились в веру — это Аллах их вёл по верному пути. Аллах знает не только то, что говорите вы, но и мысли ваши.

Мусульмане против мусульман

Странное начало у 49‑й суры. Как видим, Аллах, от имени Которого ведется повествование, заботится о том, чтобы Мохаммеду никто не доставлял беспокойства: его гостям нельзя громко разговаривать, опережать его в речах, обращаться к нему из дальних комнат, следует ждать, пока он сам заговорит с теми, кто явился на прием. В связи с этим возникает вопрос: можно ли верить в то, что Бог, при всех Его заботах о судьбах мира, может быть озабочен еще и тем, громко или негромко обращаются люди к Его посланнику, обращаются ли к нему из дальних комнат, терпеливо ли ждут аудиенции?

Чтобы не разрушить высокий образ Бога, мы вынуждены сказать, что это мысли и капризы самого Мохаммеда. А он уже не тот, что был в Мекке — гонимый проповедник новой веры. Теперь он ставит свое имя рядом с именем Аллаха и требует от паствы выполнения его требований, даже вздорных. Теперь верующие именуются не просто верующими, но преданными Аллаху и его посланнику.

Однако капризы Мохаммеда перемежаются с мудростью. Об этом говорят строчки Корана о должных отношениях между мусульманами: не обвинять друг друга в нечестии, не искать друг у друга недостатки, не злословить, примирять собратьев.

Однако, вспомним, что было с Салманом Рушди — писателем, который за свои произведения, без суда и следствия, что является нарушением даже исламского законодательства, был заочно приговорен к смертной казни. Вспомните, как убили таджикского писателя Фазлиддина Мухамаддиева. Таких примеров — множество. Гонения мусульман против своих же собратьев — довольно распространенное явление.

Однажды ночью Мохаммед зашел в мечеть и стал молиться. Его охранял некий Хабаб. Он молча смотрел на пророка, а после того, как он замолк, спросил: Мохаммед, что ты вспомнил, почему ты молишься ночью, что случилось? Мохаммед ответил: мне нужно было получить от Аллаха ответ на три вопроса, которые меня мучают. На два вопроса Господь ответил «нет», а на третий — «да».

Хабаб спросил, что это за три вопроса, которые разбудили посланника посреди ночи. Мохаммед сказал: я спросил у Господа, уничтожит ли Он нас, как были уничтожены грешные народы? Господь ответил: нет. Потом спросил, погибнет ли наша вера после моей смерти. Аллах ответил: нет. И, наконец, я спросил у Аллаха: произойдет ли после моей смерти раскол среди мусульман на отдельные враждующие группы? Аллах ответил: да.

Мохаммед тяжело поднялся с коврика, на котором молился, и пошел к выходу. Наутро он, собрав мусульман, сказал: «Пусть не станет так, что после моей смерти вы разобьетесь на кучки и подымете мечи друг на друга. Кто это слышит — передайте тем, кто не слышит!» Потом дважды спросил: «Поняли ли вы меня?».

Но мы видим, как завет пророка нарушается чуть ли не ежечасно. Мусульмане воюют с мусульманами. И с оружием в руках, и словами, разным пониманием своей религии. Миллиард приверженцев ислама разделены на 70 сект, мусульманская община образуется из множества субкультур и племен, между которыми далеко не безоблачные отношения. Саддама Хусейна судят, в частности, за массовые убийства курдов, шиитов. Любой человек, который засомневается в безгрешности пророка, почему‑то становится врагом тем мусульманам, которые воспитаны, — исламистами ли, фундаменталистами ли, — на бездумии, на раболепном повторении обветшалых догм. Так и произошли истории с Салманом Рушди, Фазлиддином Мухамаддиевым. Это самые громкие, но далеко не единичные примеры.

Верующие — это уверовавшие в Аллаха и Его посланника без сомнений. Читаем мы эти слова в Коране и думаем: да, мусульманину надо верить в Аллаха, в Его безграничную мудрость и милосердие, надо верить в благочестие и нравственность, которые Он нам внушает. Но почему надо верить без всяких сомнений в Мохаммеда, который был обыкновенным человеком, хоть и пророком Божьим, которого Господь неоднократно предупреждал, чтобы тот не приближался к греху? Который совершал неоднозначные поступки и был в земной жизни неоднократно наказан Богом?

Ортодоксы требуют, чтобы мусульмане в своей жизни подражали поступкам Мохаммеда. Многие готовы следовать его добрым деяниям, однако, не приемлют то, что сейчас, в XXI веке, просто глупо повторять за Мохаммедом. Однако ортодоксы не унимаются: сомнения — это вероотступничество, надо не думать, а исполнять. Такой тоталитаризм противен современному человеку и может привести к самоуничтожению мусульманской религии.

 

ГЛАВА 13. УТЕРЯННАЯ ВЕРА   Позволительно ли мусульманину думать?

Домашняя ] Вверх ]