" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

 

ГЛАВА 2. СТЕНЫ              От поклонения идолам к исламу, и обратно

 

Изначально вера в богов произошла от страха человека перед не зависящими от него силами — скажем, молнии. Затем она усовершенствовалась из‑за страха человека перед другим человеком. Люди стали бояться не только молнии или землетрясения, но и бессовестности, обмана, жестокости. Поэтому изменился и характер религии — идолы, которым люди поклонялись в надежде на защиту от природных явлений, «превратились» в абстрактное представление о Боге, который над нами, и в силах защитить людей не только от шторма, но еще и от несправедливости. Таковы атеистические воззрения на происхождение религий.

На самом деле Бог — та сила, которая создала нас и окружающий нас мир. Эта сила существовала всегда, независимо от того, как мы ее себе представляли, или даже отвергали. Появляются уже научные доказательства существования Бога, даже непорочного зачатия, и мы об этом еще расскажем.

То, что у нас появляются мысли, идеи, любовь к определенному человеку, музыка, стихи — все это можно назвать ниспосланием свыше. У многих народов издревле существовало представление, что поэты связаны с Богом, потому что трудно представить себе, как без Него могли быть созданы стихи, приводящие нас в изумление. Если бы мы были способны думать только о том, что следует позавтракать или купить новые ботинки — можно было бы и не подозревать о существовании Бога. Но ведь нас посещают и другие, возвышенные мысли, далекие от грубого материализма!

Несомненно, Тора, Евангелия, Коран были ниспосланы Богом. Иначе бы они пылились на полках и не смогли завоевать столько сердец. Мы, представляя себе Бога справедливым, гуманным, — ведь Он создал человечество, зачем бы Ему желать человеку зла, — представляем и Его слово таким. Оно таким и было, в этом можно не сомневаться. Пока люди не вставили в них свои злые выдумки — в основном, из‑за политических соображений.

Это наглядно видно на примере Мохаммеда. Вражда между религиями, изгнание инакомыслящих, массовые убийства — все это не могло быть словом Бога. Строилось мусульманское государство, и Божье слово искажалось во имя этой цели. Если бы Мохаммед не стал политиком, не стал думать о своих личных делах — Коран мог быть другим. В итоге, вместо сближения, взаимопонимания и терпимости, которые предписывались «теоретической» частью мусульманской религии, мы получили вражду.

По правилам нормальных человеческих взаимоотношений, люди не должны втаптывать друг друга в грязь. Можно спорить, но при этом понимать, что точка зрения другого человека не обязательно должна совпадать с твоей. Если кто‑то говорит, что его религия — выше остальных религий, это — путь к ожесточенному взаимному непониманию.

Ислам возник в начале седьмого века на Аравийском полуострове. Здесь, в городах Мекка и Ясриб, который потом стал называться Мединой, помимо арабов‑язычников, жили племена, исповедовавшие христианство, иудаизм и зороастризм. Арабы были разобщены и пытались объединиться. Это выражалось и в нивелировании взглядов на религию. Храмы и боги наиболее сильных родов и племен стали занимать господствующее положение в обществе, боги слабых, зависимых племен — стали второстепенными.

Древний храм Кааба был одним из важнейших религиозных центров задолго до ислама. Мекка была местом паломничества язычников‑арабов. Племя Мохаммеда — курайш — занималось в основном караванной торговлей. Здесь же проводились ярмарки, на которые съезжались купцы. Ярмарки длились четыре месяца в году, и в это время запрещались какие‑либо вооруженные столкновения. Это отразилось в аналогичных запретах в Коране.

По преданию, в Каабе хранилось 360 идолов — в основном, это были каменные изваяния и графические изображения. Ключи от Каабы принадлежат племени курайш до сих пор. Согласно Корану, Авраам вместе со своим первенцем Исмаилом и положили основание новой Каабы, лишенной идолов. Как потом она стала святилишем язычников — Коран не объясняет. Мусульмане не хотят признавать и тот факт, что признаки поклонения камням окончательно не стерты до сих пор. Обряды паломничества сегодня почти те же, что были во времена язычников. В один из углов Каабы на высоте полутора метров вмурован черный камень, который называется «аль‑хаджар аль‑асвад» — это три куска лавы или базальта метеоритного происхождения, скрепленные воедино в серебрянную оправу. Паломники должны поцеловать этот камень, или хотя бы дотронуться. Потому что это — прилетевший из рая окаменевший ангел, который в день страшного суда оживет и станет заступником для всех, кто его поцеловал. Да и сама Кааба — это образ огромного камня, который когда‑то упал с неба.

Но есть и более глубинные признаки сохранившегося язычества. Скажем, способность мусульман создавать кумиров — тех же идолов, но в человеческом обличье. Мохаммед считается безгрешным, его жены — матерями правоверных, его сподвижники — безупречными людьми, алимы (буквально — ученые, на самом деле — мусульманские идеологи) — мудрейшими и безукоризненными учеными. Обо всех названных нельзя говорить в критическом духе, они святы и неприкасаемы. Произошло так, как и происходит на нашей круглой Земле — ушли от идолов, и пришли снова к ним.

О, вы, обладатели раннего писания, почему вы не верите в знамения Аллаха, тогда как Он знает ваш каждый шаг? Зачем, искривляя истину, пытаетесь увести людей от правоты ислама?

О, верующие! Если будете повиноваться тем, у кого раннее писание, они могут вас обратить в неверных. Как можно не верить во Всевышнего, если вам читаются Его знамения, если среди вас живёт Его посланник? Тот, кто держится за учение Аллаха — тот на прямом пути. Будьте же богобоязненны, не умирайте немусульманами.

Держитесь за учение Аллаха, не отходите друг от друга, будьте вместе! Вспомните — когда‑то были вы врагами, но Бог настолько сблизил вас, что стали братьями. Вы были у самой пропасти, когда Аллах остановил ваш шаг. И пусть среди вас найдутся те, кто зовёт к добру. Не будьте вы подобны тем заблудшим, которые разделились и пошли разными путями. В тот день, когда озарит свет лица у одних, и чернотой покроются другие — в этот судный день Бог всё расставит по своим местам.

Таковы знамения Аллаха, и это истина. Бог не желает несправедливости своим мирам. Ему принадлежит всё, что на небесах и на земле, и к Нему вернутся все Его создания.

Если бы уверовали обладатели писания — им бы было лучше. Есть среди них верующие, но немного. Неверные не повредят, разве что причинят страдания. Они всегда пребудут в унижении, если только не попросят прощения у Аллаха за муки, причинённые посланникам, за то, что ослушались Аллаха и совершали преступления.

Но не все из них такие. Есть среди них и те, что писания Аллаха по ночам читают и молятся Ему. Они веруют в Него и в судный день, творят добро, благое, избегают зла. Аллах видит и праведников среди них. Вашу доброту не станет отрицать Аллах, он видит богобоязненных. А тех, кто неправеден, ни золото, ни их дети не спасут. Их усилия и затраты в этой жизни дают легко погибающие от ветра всходы. Аллах их не обижал — они сами обидели себя.

О, верующие! Не берите в друзья людей, далеких от вас душой — они навлекут беду, злобны их слова, они ненависть таят. Вы можете полюбить их, но они вас — никогда. Вы вот верите в писание, и они вам говорят: мы уверовали. Но когда остаются наедине между собой — их переполняет злоба. Так пусть же они погибнут от собственного гнева! Если вам хорошо — им плохо, они будут только рады, если у вас беда. Они готовы козни строить вам, но если вы чисты перед Аллахом — козни вас не коснутся, Аллах все видит.

Рано утром вышли воины посланника в поход (Речь идёт о битве в долине Бадр). У части войска уверенности не было, покинула их смелость. Но Аллах пришел на помощь. Вспомни, как в сражении при Бадре Аллах помог вам победить, хотя бой был не в вашу пользу. Тогда посланник сказал своим воинам: Господь поможет нам, Он ниспошлет нам отряд из ангелов числом три тысячи. Аллах сказал: да, а если враг нападет внезапно — пошлю пять тысяч.

Заметки на полях:  пока в двух словах — о двух битвах, при Бадре и при Ухуде. В первом мусульмане напали на торговый караван мекканцев с целью ограбления. Но язычники послали для его охраны своё войско. В этом бою победили мусульмане. Второй бой был попыткой мекканцев взять реванш. Это им удалось, мусульмане были побеждены. Поражению способствовала жадность и недисциплинированность воинов Аллаха.

Аллаху принадлежит всё в этом мире, он наказывает и прощает так, как пожелает.

О, люди! Не будьте жадными, не пытайтесь овладеть богатством без труда, повинуйтесь Аллаху и Его посланнику, если оступились — не упорствуйте в грехах, стремитесь к прощению Аллаха, заслужите жизнь в раю. И до вас случалось это — люди подвергались искушению. Вы не выдержали испытания.

Походите по земле, поразмышляйте, чем кончили все те, кто ложью посчитали знамения Аллаха. При неудачах не печальтесь, не теряйте крепость духа — даже в поражениях вы стоите выше, чем неверные. Если вы ранены, знайте, что такая рана и у вашего врага. Господь испытывает вас, чтобы распознать, кто верен, а кто нет. Вы желали смерти? Она придет не раньше, чем отмерено Аллахом — он срок иной установил.

Мохаммед — посланник Бога. Если он умрёт, или будет убит, неужели вы обратитесь вспять? Аллаху вы не повредите, но Он всё видит, и благодарных Он вознаградит. Если кто‑то желает награды в ближней жизни, Мы это дадим ему, а если в дальней — воздадим и это.

С пророками Моими сражались неверных толпы, но верный воин всегда был стоек, не падал духом, врагу не подчинялся — Аллах любит стойких. Они говорили: прости, Господи, нам наши прегрешения, дай нам силы, помоги в войне с неверными. И даровал Аллах награды им и в ближней, и в дальней жизни.

Аллах сдержал обещание перед вами, когда вы перебили злых врагов, хотя вас было мало. Но потом проявили жадность, ослушались пророка и устремились за добычей. Вы споткнулись по наущению сатаны, который вселил в вас алчность. Затем бежали с поля боя, а раненный посланник пытался вас вернуть. Что ж, не жалейте о том, что было — Аллах всё правильно оценит.

Заметки на полях:  в бою при Ухуде победа мусульман была близка. Они, преодолев сопротивление мекканцев, прижали их к горе Ухуд, дальше было некуда отступать, главные силы врага были смяты. И тогда 50 лучников, которые должны были охранять мусульман с тыла, покинули свою позицию и бросилась к своим, боясь, что вся добыча достанется передовым отрядам. Этим и воспользовались мекканцы, один из их отрядов вырвался из окружения и напал с тыла. Жадность мусульман и неожиданность нападения мекканцев решили исход боя. «Автором» победы мекканцев был человек по имени Халид, который потом примет ислам и станет известным мусульманским полководцем.

После поражения Аллах вам сон дал для успокоения. А иные не могли заснуть и думали: от нас не зависел исход сражения, иначе смерть не настигла бы наших братьев. Объясни, посланник, этим людям: если бы не сражение, то погибшие в бою нашли бы смерть в домах, они от судьбы не могли уйти.

Отступившие из вас дружили с сатаной, это он заставил вас оступиться. Но Аллах простил вам.

Не верьте тем, что отказались воевать и говорят теперь: отказались бы остальные — остались бы живы. Убитые прощение Аллаха заслужили, они вознаграждены Аллахом в дальней жизни.

О посланник! Аллах простил им слабость, прости и ты, не будь жестокосердечным, прости, а в дальнейшем уповай на Бога. Кто ж поможет вам, если не Аллах? С ними будь правдив, побойся Бога, не гневи Его. Все люди у Аллаха имеют степени — Он воздаст согласно степеням. Аллах всё видит и верно взвесит.

Да, вас постигло бедствие. Но ведь и вы причинили урон врагам. Если тебя спросят, почему вы проиграли бой — скажи как есть: из‑за жадности.

А те, что не пошли с тобой, и говорят, что пошли бы, узнай они, что так случится — лицемерят. Они говорят устами то, чего нет в сердцах. К неверию лицемерие ближе расположено, чем к вере.

Не считайте умершими тех, кто погиб на пути Аллаха. Нет, они здравствуют и получили от Аллаха милость, и думают теперь о тех, кто воюет вместо них. Нет над ними страха и печали. Бог не предаёт забвению своих воинов, которые остались верны Ему и Его посланнику, даже истекая кровью. Им люди говорили: против вас большая рать, побойтесь, а они считали, что бояться следует лишь Аллаха.

Только сатана диктует людям страх перед такими же людьми. Тот, кто под властью сатаны, ничем не повредит Аллаху — он вредит себе. В дальней жизни он встретит гнев Аллаха. Жизнь таких людей может длиться долго, но они лишь укрепляются в грехе, и в дальней жизни будут наказаны вдвойне.

Люди, не скупитесь жертвовать на пути Аллаха. Скупой ко дню смерти придет богатым, но зачем это ему? Всем, что есть на небесах и на земле, распоряжается Аллах. Ошибается же тот, кто считает себя богатым — нет, всё принадлежит не вам — Аллаху.

Иные говорят: Аллах велел нам в Торе верить не всем посланникам, а только тем, чьи жертвы забирал огонь (На каменные жертвенники возносили жертвенных животных, которых «пожирал» небесный огонь). Скажи им, Мохаммед: и до меня к вам пророки приходили, они несли вам то, что вы хотели, так почему же их вы перебили?

Каждый познает смерть, никому не удавалось избежать её. Земная жизнь довольно коротка, задумайся о том, что ждет тебя потом — ад или рай. Земная жизнь испытывает вас бедностью и богатством, соблазнами, обидой. Но будьте же тверды и терпеливы, не поддавайтесь своим страстям, будьте богобоязненны.

С тех, кому было даровано писание, Аллах взял слово разъяснять его, не скрывая из него ни строчки. Но нашлись такие, которые писание закрыли, едва открыв. Если они считают, что минуют наказания — это большое заблуждение, они не в безопасности.

О происхождении Корана. Пока коротко

Коран состоит из наставлений, притч, законов и «репортажных» частей, которые объясняют события, происходившие на заре становления ислама. Более двадцати лет пророк диктовал своим сподвижникам то, что приходило ему в голову. Передавал же ему это, согласно мусульманской традиции, ангел Гавриил. Иной раз Мохаммед перескакивал с одного события на другое, иногда то, что он говорил, вообще было непонятно. Нынешний Коран сохранил эти черты — резкие перемены тем, выражения, которые без истолкования непонятны. Поэтому и была открыта целая наука о толковании Корана, и ее «продукты» — тафсиры.

При чтении второй части Корана — тех сур, которые появились в Медине — Мохаммед, как можно догадаться по их тексту, уже диктовал не неосознанные откровения, а холодные, расчетливые послания, в которых излагались законы, доводы против «неверных», в число которых уже попали не только идолопоклонники, грешники и безбожники, но и люди, исповедующие иудаизм и христианство, даже часть самих мусульман, которые были названы лицемерами. Порой в эти суры попадали мотивы его личных дел, даже ссоры, происходившие в гареме.

Тем не менее, по мусульманской традиции, Коран — чистое слово Аллаха. Даже несмотря на то, что он в виде книги составлялся людьми долгие годы после смерти Мохаммеда. Исходным материалом же были разрозненные части, записанные на клочках пергамента, лоскутах кожи, плоских камнях, на бараньих лопатках, и даже на таком ненадежном «носителе», как человеческая память.

Итак, одна точка зрения на происхождение Корана: он от первой до последней запятой ниспослан Аллахом, люди были не в состоянии что‑то туда дописать, что‑то исказить. Другой взгляд: ту часть Корана, когда Мохаммед читал суры неосознанно, порой даже во вред себе и своим сподвижникам, можно считать ниспосланными свыше, а осознанно читаемые куски, в которых были даже положения о том, как делить добычу, как разрешать гаремные скандалы — это уже продукт ума Мохаммеда. Да и, кроме того, при составлении Корана, как книги, выяснилось, что разные люди, слышавшие Мохаммеда при его жизни, после смерти пророка по‑разному читают те или иные фрагменты книги. «Редакторам» приходилось выбирать — что из разных вариантов правдивее. Поэтому, как ни крути — в создании Корана принимали участие люди со своими взглядами и страстями.

Держаться первой точки зрения в наше время вряд ли разумно. А за вторую можно «схлопотать» звание вероотступника со всеми вытекающими последствиями, вплоть до смертной казни.

Аллаху принадлежит вся власть на земле и небесах, Он всесилен. Творения Аллаха — небо и земля, смена дня на ночь и ночи в день — всё это знамения для разумных, которые благодарят Всевышнего и размышляют о сотворении небес. Они говорят: Господи, всё это создано Тобой не понапрасну, хвала Тебе! Защити же нас от наказания огнём! Господи, мы услышали того, кто звал нас к вере, и мы уверовали! Господи, прости наши грехи и скверные деяния, упокой нас с праведниками. Господи, даруй нам то, что обещал своим рабам — на земле и в последующей жизни!

Господь ответил: Я не пренебрегу вашими деяниями, поступками и мыслями — будь то мужчина или женщина. А тем, кто был изгнан из жилищ, испытал страдания на Моем пути, кто сражался и был убит — Я прощу им их грехи, введу их в райские сады, где журчат прозрачные ручьи.

Пусть не покажется вам изворотливость иных соблазном, не подражайте им. Изворотливость плоды приносит лишь на миг, а потом порождает гнев Аллаха.

Среди тех, кому ниспослана была Тора, есть такие, что веруют и в Аллаха, и в свои писания. Господь их наградит за это.

О, люди, будьте же терпеливы и терпимы, будьте стойкими и богобоязненными — и Бог заметит вас.

Брачные правила и законы. Как должен мужчина относиться к женщине. Наследование. Обращение к заблудшим среди иудеев. Наставления. На ком можно жениться, на ком — нет. Об исдолопоклонстве. Отношение к трусам и верным воинам. Лицемерие. Не все собратья по вере одинаковы. О тех, чей союзник — сатана. Неудавшееся распятие Христа. Посланники и пророки.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

О, люди, бойтесь прогневить Аллаха, который сотворил вас из одной души — сначала одного, а потом из него же — пару, а они уже произвели на свет всех остальных. Бойтесь прогневить Аллаха, Чьим именем вы просите и клянётесь, цените всех, с кем связаны родством.

Если вы в жёны взяли женщину, у которой нет родителей — будьте к ней особенно внимательны. Даруйте всё, что можете, по‑доброму относитесь к ней. Отнять у сироты что‑либо — великий грех. Тот, кто завладеет имуществом сирот — ему гореть в аду. А если вы боитесь, что не хватит сил на справедливость в отношении сироты — тогда женитесь на другой.

Позволено жениться на двух, на трёх, на четырёх одновременно. Но если опасаетесь своей несправедливости — женитесь на одной, или невольниц в жён берите. Так будет лучше, чем потом уклоняться от законов. Даруйте жёнам брачные дары. Если же они откажутся от части — что ж, тогда это ваше. Но размышляйте — не отдавайте своё добро неблагодарным. Наряжайте жён своих, говорите им добрые слова.

Спор о многоженстве: за и против

Этого слова «одновременно», которое вы видите в последнем абзаце, нет в оригинале Корана. Поэтому можно было понимать так, что до конца жизни мусульманин не может жениться больше четырех раз. Но в толковании каирского Института Аль‑Азхар появилось слово «одновременно», и мы последовали этому толкованию. Теперь это положение понимается так, что нельзя в любой момент жизни иметь одновременно больше четырех жен. Можно жениться хоть 11 раз, но одновременно в вашем гареме не должно быть больше четырех жен. С двумя развелся — женился еще на двоих, это не грех. Правда, у Мохаммеда к моменту смерти было одновременно 9 жен, еще двое умерли раньше него. Но такое исключение Аллах сделал только для Мохаммеда — пророк ведь.

Многоженство вызывает большие споры. Одни считают это благом, другие — пережитком. Христиане говорят: разве без духовного надрыва смогла бы женщина делить мужа еще с тремя женщинами, даже пусть с одной? Даже если она на это согласилась, то через моральное усилие, через психологическую травму. Мусульмане отвечают: многие состоятельные мужчины хотели бы жить больше чем с одной женщиной, поэтому заводят любовниц, лучше уж официальный брак.

Христиане говорят, что с похотью надо бороться, а не оправдывать ее «заповедями». Мусульмане парируют, что Коран позволяет многоженство только при условии справедливого отношения к женам. Христиане продолжают настаивать: ко времени Мохаммеда весь мир перешел к моногамии, и разрешение многоженства откатило человеческую цивилизацию назад, к языческим обычаям. Мусульмане объясняют: нет, это был шаг вперед, потому что до этого можно было жениться хоть на десятке женщин, а Коран ввел ограничения. Кроме того, в мире число женщин превышает число мужчин, при этом многие женщины оказываются без мужа, а при полигамии они все при мужьях.

В толковании Института Аль‑Азхар приводятся такие доводы.

Многобрачие разрешено не только мусульманским законом. Тора указывает, что мужчина имеет право жениться, на ком пожелает, и напоминает о том, что пророки женились на десятках женщин. Церковь разрешала многобрачие в средние века и позже. В истории Европы было много королей, имевших несколько жен. Исламский шариат ограничил многобрачие и поставил три условия: нельзя иметь более четырех жен одновременно; мужчина должен быть справедлив ко всем женам; он должен быть в состоянии содержать их (Аиша, любимая жена пророка, говорила: после взятия Хайбара мы впервые наелись фиников досыта — там жили иудеи, у них были большие пальмовые плантации. Она же, скорее всего, создавая пророку образ бескорыстного вождя, утверждала, что Мохаммед умер, будучи в долгах). Ислам, — говорится в толковании Института Аль‑Азхар, — указывает, что при невыполнении этих условий женщина имеет право просить развода.

Понятия справедливости и достойного обеспечения жен не входит в компетенцию судебной власти: ведь эти положения относительны и зависят от субъективного взгляда. Поэтому все эти оценки — на совести мужчины, он сам должен оценить, правильное ли он принимает решение, вздумав иметь четыре жены, но тот, кто идет против Корана, совершает великий грех, за который будет наказан в день воскрешения.

Разрешив многобрачие с определёнными условиями, ислам, по мнению Института Аль‑Азхар, преодолел некоторые болезни общества. Число мужчин, способных жениться, может стать гораздо меньше числа женщин, желающих выйти замуж, особенно после войн. В некоторых европейских странах эта пропорция в определенные промежутки времени составляла один к семи. Морально приличнее для женщины быть законной женой, даже одной из нескольких, чем находиться в незаконной, безнравственной связи с мужчиной. Женщине лучше быть женой, чем любовницей. Это лучше, чем единобрачие с незаконными внебрачными связями.

На сохраняющийся при всех этих доводах аргумент, что даже вторая жена, не говоря уже о четвертой, наносит моральную травму женщине, которая была единственной избранницей своего мужа, институт Аль‑Азхар отвечает: если первая жена будет страдать, если почувствует моральную ущербность из‑за того, что ее муж женится еще и на другой, то второй женщине может быть причинен еще больший вред, если она не выйдет замуж, поскольку её женственность останется невостребованной, или она погибнет, ведя распутную жизнь. Это пример того, как вред меньшей степени может отстранить вред большей степени…

В наше время мусульмане редко женятся даже на второй жене. Полигамия в мусульманских странах не такое уж распространенное явление. Вряд ли может быть безоблачно в семье, если у мужа две жены, пусть даже первая согласилась с появлением второй. Это все равно обида, и то, терпит ее женщина, или не терпит — не имеет значения. В дальнейшем мы увидим, что не все было безоблачно и в семье пророка.

Многоженство — это все равно похоть. А что, лучше, если мужчина имеет одну жену, а сам гуляет «налево» — говорят сторонники полигамии. А разве не лучше не обижать жену ни новыми женитьбами, ни любовницами, а жить праведной жизнью — отвечают противники многоженства. Пожалуй, с чисто человеческой точки зрения они правы. Но гормоны не дают покоя, и чем только мы не оправдываем свои слабости!

Особенно в таком оправдывании изощряется ислам. Не только похоть, но и убийства, насилие, подавление инакомыслящих, ограбления, нарушения клятв перед Богом, да и просто разные мелкие глупости — всё мы способны оправдать. Иной раз кажется, что алимы — «ученые» — только для того и существуют, чтобы «научно» оправдать нашу историю и создать благостный миф. При этом идти на явную ложь не возбраняется.

Сирот, если они есть у вашей женщины — растите и воспитывайте. Когда дойдут до зрелости — отдайте то имущество, которое им принадлежит, сохранить его до взросления сирот — ваш долг. Отдавая, позовите тех, кто засвидетельствует ваш шаг. Аллах всё видит — вы должны отдать добро по справедливости и верному расчету.

Как мужчине, так и женщине принадлежит всё то, что им оставили родители и близкие, пусть это много или мало. Если в дележе наследства участвуют родственники, сироты, бедняки — добром их одарите и добрыми словами. Если после себя оставляешь слабое потомство — подумай о его будущем.

Детям, которых вы создали, из своего добра отдать должны: сыну — долю, что равна уделу двух дочерей. Если вы создали только дочерей, притом числом, превосходящим двух — то принадлежат им две трети вашего добра, а если дочь одна — то половина. Родителям оставляйте каждому одну шестую, если потомство есть у вас. Если же нет, то треть — матери. Если же у вас есть братья, то матери принадлежит шестая часть. Помни, что все эти расчеты — после вычета долгов и отдельных завещаний. Кто дороже вам — родители или потомство ваше, кто ближе вам — вы этого не знаете. Поэтому Аллах решает так, Он мудр и знает всё.

Вам принадлежит половина того добра, что осталось от жены, если у неё нет ребёнка. А если ребёнок есть — то четверть. А жёны ваши имеют право на четверть того добра, что вы оставили, если у вас нет ребёнка. А если есть ребёнок — то им одна восьмая.

Если супруги оставили наследство, а у них нет родителей и детей, но есть брат или сестра — им достанется по одной шестой. Число братьев и сестёр превышает двух — они между собою поделят треть. Таков расчет, но после выполнения особых завещаний и уплаты долга. И если это не повредит прямым наследникам.

Если человек погиб, а у него не было жены, и нет детей, но есть сестра, то ей положена половина от того, что он оставил. Точно также и сестра оставляет брату половину, если она без мужа и детей. А если у погибшего две сестры, то обеим вместе — две трети от того, что он оставил. А если братья и сёстры у него — у мужчины доля вдвое больше, чем у женщины.

Те из женщин, которые мерзость совершат — наказание получат в этой жизни, на земле, от обманутых людей. Возьми в свидетели четыре человека, чтобы подтвердить содеянное, затем запри тех женщин в доме, пока их не упокоит смерть, или Аллах не изберёт им путь иной. Обоих прелюбодеев накажите. Если раскаются и обернутся к праведности — простите и отвернитесь. Аллах примет их покаяние.

Аллах милостив к тем людям, кто совершил злодеяние по глупости или неведению, а затем искренне раскаялся. Но нет милости к тому, кто грешит всю жизнь, а перед тем, как умереть, прощения просит. Поздно, уже ему уготован ад.

Не разрешается наследовать жён от других по принуждению. При разводе пусть забирают всё, что даровано тобой, если не совершили мерзость. Если ты пожелал развестись с одной и жениться на другой — не отнимай добра у первой, и не пытайся завладеть обманом. Достойно обращайся со своей женой. Если с годами стал её за что‑то ненавидеть — задумайся: быть может, пройдут дни и месяцы, и ненавистное тебе обернется благом?

Не разрешены вам жёны своего отца. Поистине, это отвратительно и мерзко. Запрещена вам мать, дочери и сёстры, сёстры отца и матери, дочери сестры и брата, запрещены вам женщины, которые вас вскормили, их дочери, вскормленные тем же молоком, что вы, запрещены и матери ваших жён, и дочь жены, которая находится под опекой вашей, и жёны ваших сыновей. Запрещено брать в жёны женщин, которые между собою сёстры. Не преступайте же пределов, которые указал вам Бог — только тогда ждать можно милости Аллаха.

Запрещены замужние из женщин, если они не невольницы. У невольниц разрешено искать ответа согласно вашему достатку, но соблюдая целомудрие, не давая себе быть греховным. Их ответы вам вознаграждайте, и нет вины за вами, если близость обоюдная.

Заметки на полях:  запрет жениться на женах сыновей нарушит сам Мохаммед. Правда, речь идет о жене приемного сына, но до его поступка приемные сыновья приравнивались к родным. Однако Аллах в этот момент ниспослал Мохаммеду установление не приравнивать приемных сыновей родным, и Сам «женил» его на красавице Зейнаб, которая была женой его приемного сына плюс еще дочерью тетки. Что касается добровольного согласия женщин выходить за мусульман замуж или быть их наложницами — Коран не содержит разрешения на насилие, изнасилование женщин. Однако, судя по всему, насилие имело место. У пророка была одна черта: после разгрома того или иного племени он женился на жене только что убитого главы этого племени, или брал ее в наложницы. Восьмая жена пророка Сафия была женой главы племени надир, ранее это племя было изгнано из Медины в Хайбар. После взятия же Хайбара и убийства мужа Сафии, в тот же день, она дала согласие принять ислам и стать женой Мохаммеда.

Если у мужчины нет достатка, который бы позволил взять в жёны ту, чьё целомудрие охраняется верой — женитесь на невольницах, что также веруют и будут вам верны — на непорочных, далеких от распутства. Женитесь по согласию их семей, достойно награждайте. А если мерзость совершат, то наказание им — половина наказания той, чьё целомудрие под охраной веры. Но лучше иметь терпение, отвратить себя от поспешности в делах.

О, посланник! Люди спросят у тебя — что ты думаешь о женщинах. Скажи: Аллах даёт такие предписания: о справедливости к сиротам, которых берете в жёны, к беззащитным детям. Если женщина опасается суровости от мужа или несправедливости — нет греха, если они договорятся между собою на брачный договор. Человеку скупость свойственна, но вы будьте щедры на ласки и добро, и вам воздастся. Человеку трудно быть справедливым, но жёны ваши не должны ощущать неравенства, пусть никто из них не чувствует себя покинутой. А если муж и жена решат расстаться — при этом пусть торжествует справедливость.

Аллах разъясняет вам обычаи тех людей, кто был до вас. Тот, кто следует своим страстям — желает отклонить вас от чистоты. Аллах же, разъясняя правила, желает облегчить вам жизнь — ведь человек подвержен слабостям.

Не отнимайте добро друг у друга, все сделки совершайте честно, по обоюдному согласию. Не убивайте в себе себя, не опускайтесь до неприличия, а кто сделает это из вражды и несправедливости — пусть ждёт наказания Аллаха.

Не завидуйте друг другу, увидев преимущества одного перед другим. Мужчины получили то, что они приобрели, женщины — то, что приобрели они. Просите у Аллаха блага — это верный путь.

Каждого Мы сделали наследником того, что оставили им родители и близкие, будьте смиренны, соблюдайте клятвы, свидетель ваших праведных шагов — Аллах.

Мужья стоят над женами. Аллах дал первым преимущества над вторыми, сделав мужчин ответственными за достаток и семью. Порядочные жёны — они послушны, добры к своим мужьям, они берегут достаток и честь семьи, как повелел Аллах. А тех, непокорности которых вы боитесь — увещевайте, не вступайте в близость, применяйте силу. А если они покорность обретут — забудьте распри, не ищите ссор, оберегайте мир между вами.

Если муж и жена поссорились, и вы не хотите, чтобы произошел разрыв, призовите из их родов двух судей, по одному от каждого. Если супруги желают примирения — Аллах им поможет.

О происхождении слова «Аллах»

Слово «Аллах» придумал не Мохаммед. Оно было известно давно. Даже отца его звали Абдаллах, что означает «раб Аллаха». Дело в том, что имя «Аллах» носил один их главных идолов, ему поклонялись мекканцы. Вот почему в Коране можно часто увидеть фразу: когда вам плохо, вы молитесь Аллаху, почему же вы приравниваете к нему других богов? Или: если спросят вас, кто создал мир, вы скажете «Аллах», так почему же молитесь другим богам? Или: когда ваш корабль застал шторм, вы молитесь Аллаху, желая, чтобы Он спас вас от стихии, но, пристав к берегу, забываете о нем.

Судя по этим фразам, Аллах мог быть покровителем мореплавателей, а также мог считаться у язычников создателем, творцом мира.

Название «Аллах» не имеет ни иудейских, ни каких‑либо других корней, кроме арабского. Оно образовалась от артикля «аль» и слова «илах», потом сочетание Аль‑Илах слилось в единое слово «Аллах». Правда, «илах» иногда относят к вавилонскому слову, означающему «господин».

В языческие времена в пантеоне богов Аллах был лунным богом и мужем богини солнца, у них были три дочери — богини Аль‑Лат, Аль‑Узза и Манат, имена которых упоминаются и в Коране. Племя курайш, к которому принадлежал сам Мохаммед, было преданно лунному богу. Теперь мы можем понять, почему полумесяц часто встречается на флагах мусульманских государств и украшает верхушки мечетей и минаретов. Трех дочерей Аллаха арабы считали посредницами между людьми и Аллахом.

Один из переводчиков Корана, ученик Игнатия Крачковского, Теодор Шумовский в своем переводе ни разу не употребил слово «Аллах», считая, что русскоязычному читателю понятнее слово «Бог», которое он в своем переводе и использует.

Таким образом, Мохаммед назвал Бога знакомым и близким арабам‑язычникам словом «Аллах». Но он поставил себя в их глазах «вне закона», сказав, что Аллах — не просто главное божество, а единственное, которому следует поклоняться, и «низвергнув» его жену и дочерей. Второе его «святотатство» заключалось в том, что его Аллах перестал быть каменным богом, он стал абстрактным, не материальным, силой, светом, и что ему нет равных и подобных.

У Аллаха 99 имен. Они встречаются во всех главах Корана и выражают превосходные черты, которыми Он обладает. Приведем несколько примеров: Аллах — самое великое имя Аллаха, указывающее на Его Божественную сущность; Аль‑Адлю — справедливый; Аль‑Аахыру — вечный; Аль‑Афувву — прощающий грешников; Аль‑Алииму — знающий все; Аль‑Муиззу — дающий силу и победу.

А эти два имени открывают почти все суры, кроме девятой: Ар‑Рахмаану — милостивый; Ар‑Рахииму — милосердный.

Имена Аллаха нельзя использовать в отношении ни одного, даже самого достойного человека. Поэтому мы с удивлением видим два имени Аллаха — «кроткий» и «милостивый», которыми назван сам Мохаммед в девятой суре. Поскольку эта сура прочтена пророком в Медине, одной из последних, можно предположить, что в конце своей жизни он испытывал такое благоговение соплеменников, — которое в наше время назвали бы культом личности, — что не постеснялся назвать себя Божественными именами. В мединских сурах имя Мохаммеда стоит всегда рядом с именем Аллаха: «Аллах и Его посланник говорят вам» или «будьте верны Аллаху и Его посланнику». В Мекке себе он такого не позволял.

О, верующие! Поклоняйтесь Богу, не считайте равными Ему других, творите добрые дела для родных и близких, для сирот и бедняков, для соседей и друзей, для путников и пленных. Аллах не любит тех, кто восхваляет своё богатство; жадных, что прячут от людей добро; лицемеров, которые тратят не из‑за доброты своей, а лишь для восхваления. Эти не веруют ни в Аллаха, ни в судный день, у них товарищ — сатана.

Не обидит Бог и на вес пылинки тех, кто выбрал путь служения добру — Аллах их добро удвоит и вернет.

Придёт то время, когда каждая община выставит свидетеля из верующих, а Мой посланник скажет о делах людей неверных. В этот день неверующие, конечно, пожалеют, что в ближней жизни предали посланника, и рады были бы, чтобы земля их поглотила. Не смогут они скрыть от Аллаха ничего — как жили и что творили на земле.

О, верующие! Молитву не воздавайте, если вы навеселе, когда вы не понимаете смысла своих слов. Не совершайте молитвы без омовения. Но если вы в странствии, в пустыне, и нет воды — песком обтирайте лицо и руки. Песок заменит воду, Аллах простит вам это.

Поистине, Аллах не прощает тех, кто к Нему приравнивает идолов. Другие грехи на степень ниже, простить их или нет — Бог решит. А многобожники измыслили великий грех, их простить нельзя.

Разве ты не видел тех, кто без права объявляют себя праведниками? Нет, мало самим назваться так, это Аллах решит, праведны ли вы, и в решении своём Он не обидит вас даже на толщину плёнки на финиковой косточке.

О финиковой пальме и ее плодах

В Коране вы еще не раз встретите упоминание о финиках — плодах финиковой пальмы. Это дерево и ее плоды имели большое значение в жизни арабов тех времен. Неоднократное упоминание о них в Коране (ровно 20 раз), а также в хадисах — сказаниях о словах и поступках пророка Мохаммеда — возникло неспроста. Во время поста мусульмане должны начинать разговение с фиников, если их нет — с изюма, если и его нет — то с питья воды. Финики играют ответственную роль в полноценном питании. Они содержат нужные человеческому организму железо и другие элементы: магний, фосфор, калий, цинк, селен.

Финики содержат органические стимуляторы, которые укрепляют мышцы матки в последние месяцы беременности, что облегчает роды, уменьшает послеродовое кровотечение. Вещества, содержащиеся в плодах финиковой пальмы, помогают устранить депрессивные состояния, характерные для беременности. Кроме того, финики обогащают материнское молоко витаминами, которые способствуют полноценному развитию младенца, сопротивляемости его организма болезням. В плодах содержатся витамины А, Е, ниацин, рибофлавин, пантотеновая кислота, фолиум.

В 19‑й суре вы прочитаете, что во время родовых схваток святая дева Мария подкреплялась финиками. Через полчаса после потребления фиников человеку даже при огромной усталости возвращаются физические и духовные силы. Чувство голода пропадает после приема двух плодов. Диетологи рекомендуют финики легковозбудимым людям, людям, страдающим нервными расстройствами; из‑за высокого содержания калия — больным сердечно‑сосудистыми заболеваниями, людям с нестабильным артериальным давлением. Одна из жен Мохаммеда Аиша ела финики в сочетании с огурцами для того, чтобы прибавить в весе — она была чрезвычайно миниатюрна (стала женой в 10 лет, вдовой — в 20). В плодах содержится большое количество протеина, растительного жира, углеводов, что делает их нежелательными для больных диабетом, но очень полезными для всех остальных. Финики совершенно не содержат холестерина.

Финиковые пальмы неприхотливы. Каждое дерево дает в среднем 20 кг урожая, наивысшая зафиксированная урожайность — 100 кг. Один гектар пальмовой плантации дает 3‑4 тонны фиников.

Обращает на себя внимание тот факт, что большие рощи пальм были у евреев, арабы им уделяли меньше внимания. Аиша после захвата Хайбара и дележа пальм всплеснула руками: вот теперь‑то мы наедимся досыта!

Финики составляли единственный продукт «сухого пайка», который выдавался воинам Мохаммеда в начале становления ислама, поскольку они, согласно легенде, прибавляют решительности и смелости, не говоря уже об энергии. Мохаммед говорил: «Среди всех деревьев есть одно дерево, на которое должен быть похож мусульманин: с этого дерева даже зимой не падают листья».

Мы даровали писание роду Ибрагима, и наделили его мудростью и властью. Для того, чтобы он сказал всем истину. Но жаль, что иные отошли от поучений Ибрагима, тем самым выбрав ад в той, дальней жизни. А тот, кто верует — избрал уделом райское блаженство, богатые сады и голубые реки, супругов чистых и прохладу в рощах.

Аллах велит вам возвращать всем людям то, что им принадлежит. Аллах велит судить о людях честно, по заслугам. Правильно Аллах оценит все ваши деяния, все ваши мысли — Он увидит всё, и всё услышит. Аллах велит вам верить Его посланнику, и тем, кто наделён Всевышним властью. Если вы препираетесь между собой — обратитесь за советом — ко Мне или к Моему посланнику. И вы найдете правильный ответ — кто прав из вас, а кто не прав.

Иные говорят: мы верим в знамения Аллаха, но за советом обратимся к божеству Тагуту. Это сатана отклоняет их с пути. Лицемеры отворачивают лица, едва услышат, что истина — в писаниях, у посланника. Зато потом, когда настигнет их несчастье, заламывают руки: о, Аллах, мы повинуемся, даруй нам помощь, содействуй нам.

Посланник, убеди их: следует жить с верой в Бога в любое время — и в счастье, и в несчастье. Иные вспоминают Бога, лишь встретившись с бедой. Убеди их в том, что посланника советы надо выполнять. Стоило бы испытать их и сказать: убей себя, покинь своё жилище. Увы, повинуются лишь немногие. Если бы они верили твоим увещеваниям — выиграли бы и в жизни, и в судьбе. Повиновение тебе — это путь благочестивых праведников. Прекрасны эти личности, они надёжные друзья.

О, верующие! Будьте осторожны, когда вы выступаете колоннами в сражение, отдельными отрядами или сразу все. Найдется тот, кто дезертирует. Такой, если беда случится с вами, скажет: как хорошо, что я не с ними. А если вы одержите победу — он пожалеет: как плохо, что я отстал, трофеи не достанутся. Пусть на пути Аллаха сражается тот, кто искренен и честен, чьи помыслы чисты, тот, кто боится Бога. Воины Аллаха — и живые, и погибшие — получат от Него высокую награду. Сражайтесь же, Мои воины, против сатаны.

Ты видел в жизни трусов, которые, когда им предписано сражение, говорят: о, Аллах, отложи его хоть на короткий срок. Посланник, скажи им: не бойтесь за земную жизнь, дальняя — она ценнее этой, Бог не обидит вас, не бойтесь смерти.

Вас может смерть настичь и в укреплённых крепостях. Если постигнет их успех, они говорят: это от Аллаха. А если что‑то неприятное — скажут, что это от тебя. Скажи им: всё от Аллаха. Если хорошее случается — это Аллаха, плохое — от самого себя.

Кто подчиняется посланнику — тот повинуется Аллаху. Если же отвернётся — что ж, Мы не поручали тебе быть его хранителем. Иные скажут тебе в глаза: мы повинуемся, но, только отойдут — ищут в твоих словах противоречия, замышляют что‑то. Отвернись от них, надейся на Аллаха — козни навредят лишь им самим.

Такие, если бы подумали, что Коран не от Аллаха, то и в нём нашли бы большое число противоречий.

Получив случайно ценное известие, не принесут они его посланнику, чтобы он проник в глубь этой вести. А недонесение может привести к ошибке. Такие их поступки — от сатаны.

Небезгрешный пророк и противоречия в Коране

Обратите внимание на слова «Такие, если бы подумали, что Коран не от Аллаха, то и в нём нашли бы большое число противоречий». Из этого следует, что в Коране нет противоречий, или, точнее будет сказать, их не так уж много. Мусульманские ортодоксы вообще провозглашают безупречность Корана с первой до последней буквы. Но, как мы уже говорили, в создании и передаче Корана участвовал не только Бог, не только ангел Гавриил, но еще и люди, включая самого Мохаммеда, а людям свойственно ошибаться, понимать какие‑то слова не так, как они слышатся. Эти доводы ортодоксами не воспринимаются. Между тем, Мохаммед был сложным человеком с сильными страстями, о чем мы вам еще расскажем. Поэтому версия о том, что он слышал от ангела не только слова Бога, но то, что хотел слышать — не так уж абсурдна.

Давайте вчитаемся в строчки, которые объясняют, откуда приходят успехи и неудачи, хорошее и плохое: «Если постигнет их успех, они говорят: это от Аллаха. А если что‑то неприятное — скажут, что это от тебя. Скажи им: всё от Аллаха. Если хорошее случается — это Аллаха, плохое — от самого себя».

Разобьем прочитанное на три утверждения:

Первое утверждение: хорошее — от Аллаха, плохое — от Мохаммеда;

Второе: и хорошее, и плохое — от Аллаха;

Третье: хорошее от Аллаха, плохое — от самого человека.

Первое мнение отбросим, как субъективное и абсурдное — его высказывают лицемеры и трусы. Второе и третье — оба принадлежат, как видим, Аллаху. Но ведь эти фразы противоречат друг другу! Так в чем же источник неудач — Бог или сам человек?

Мог ли Бог изречь сразу два диаметрально противоположных мнения, совершить такую ошибку? Это невозможно, потому что Бог безгранично мудр по определению (таково одно из Его имен). Тогда остается единственное — ошибся человек, Мохаммед. Но, стоит это сказать, как к нам подступятся ортодоксы с мечами в руках: нет, Мохаммед всегда прав. Далее их логика идет простым путем: прав и Аллах, и Мохаммед, а неправ тот, кто задает неудобные вопросы — такой человек является вероотступником, заслуживающим смерти.

При этом безгрешность пророка обосновывается, опять же, не фактами его биографии, а началом той самой 48‑й суры, где сказано, что Аллах избавляет Своего посланника от прошлых и будущих грехов. Эта сура прочтена Мохаммедом почти в самом конце жизни, когда за спиной было большое количество жен, убийств, ограблений, изгнаний людей из жилищ. Эта индульгенция, которая была необходима великому, но слабому человеку — пророку Мохаммеду, он ее страстно желал получить, поэтому он ее услышал и вписал в Коран. Он никого не обманул — он так услышал.

Утверждениями о том, что Коран безупречен, а Мохаммед — непогрешим, ортодоксы сами себя загоняют в угол. На неудобные вопросы теперь им остается отвечать только мечом и еще большей ложью. И до каких пор? Ведь рано или поздно придется развязать этот узел! Число образованных мусульман, которых будет нелегко обмануть, растет, обман скоро станет невозможным. Поэтому единственный выход — отказаться все же ото лжи и меча, объективно и честно посмотреть на наше наследие, пересмотреть сам подход к нему. С удивлением обнаруживаешь, что христиане и иудеи свободно обсуждают между собой противоречия в Библии, историю своих религий. А мы всё затыкаем рты тем, кто вчитывается в Коран и размышляет о деяниях Мохаммеда, и в лучшем случае называем их лицемерами.

Защищайте тех, кто заслужил, не тех, кого защищать не стоит — трусов, лицемеров и лжецов. Когда тебя искренне и радостно приветствуют — ответь тоже искренне. В отношении же лицемеров нельзя иметь другого мнения — они презренны. Может, ты хочешь вывести их на верный путь? Тщетно — они привыкли жить так, лицемерие у них в крови.

Неверные хотели бы, чтоб вы потеряли веру и присоединились к ним. Не делайте таких людей друзьями. Если те совершили подлость — то не грех убить. Но только, если они не из того народа, что связан с вами нитью соглашения. Или если у них нет намерения сражаться с вами. Если не нападают, если предложат мир — примите. Есть среди них такие, которые служат вам и своему народу. Если кто‑то настроит против вас — то нападут. Если так, если мир невозможен — что ж, подними оружие и ты.

Не следует верующему убивать верующего — своего собрата. Бывает, что это — следствие ошибки, бывает, что погибший из того народа, с которым заключили договор. Тогда для очищения совести отпусти на волю пленника, семье убитого дань преподнеси. Если дань непосильна — два месяца поста, как покаяние перед Богом. А если тобою убит праведник, но из врагов — покаянием станет освобождение пленника. Но вот если ты убил единоверца не по ошибке, но сознательно, ответ убийце — гнев Аллаха на земле, и пламя — в дальней жизни.

О, верующие! Если вы идете по пути Аллаха — не пытайтесь отнять добро у человека — пусть неверующего, но который не воюет с вами. Праведных трофеев на век ваш хватит. Аллах сведущ в том, что вы делаете и как.

Сумейте различить единоверца, который сидит и ничего не делает для веры, от того, кто усердствует своим имуществом и сердцем. Аллах обещает благо всем, но первый — он на степень ниже.

Тот, кто не последовал за посланником — нанёс себе урон. Когда‑нибудь он признает слабость, но будет поздно — уже грех на нём. Из людей, не поделивших путь твой, посланник, не грешны только больные и беспомощные, женщины и дети. Тот, кто покинул дом, как ты — тот нашёл убежище. Если же в пути застала смерть — тот будет награждён Аллахом в дальней жизни.

Переселение — хиджра

На Аравийском полуострове в конце шестого — начале седьмого веков появились люди, которые скептически относились к идолопоклонству, и в то же время не склонялись к христианам, иудеям, зороастрийцам, распространявшим свою веру среди арабов. Было немало «пророков», которые говорили, что мысли им внушаются верховным божеством. В Мекке, начиная с 610 года, такие идеи стал излагать Мохаммед — сорокалетний мужчина, поначалу обладавший самыми лучшими человеческими качествами.

Мохаммед рано осиротел, воспитывал его дядя Абу Талиб, глава обедневшего рода хашим племени курайш. Он работал наемным пастухом, затем погонщиком караванов. В 25 лет женился на богатой вдове Хадидже и стал вести ее торговлю. Все это время Мохаммед отличался высокой нравственностью, никаких, как бы сейчас сказали, «порочащих связей», не имел. Затем Хадиджа умерла, умер и дядя Абу Талиб. Если раньше на его проповеди о едином Боге местная знать была зла, но сдержанна, со смертью Абу Талиба не стала скрывать вражды. Сторонники Мохаммеда подвергались травле и унижениям.

Мохаммед стал искать слушателей в других местах. Сначала это был небольшой город Таиф, но пророку едва удалось спастись от гнева арабского племени сакиф, которое населяло город. Поиск пристанища для себя и своих сторонников привел его в Ясриб (сейчас Медина, Саудовская Аравия), откуда родом была мать Мохаммеда.

Этот город‑оазис был исторически готов к принятию Мохаммеда и его проповедей. Население было измучено постоянными конфликтами, которые происходили между населявшими оазис племенами арабов и иудеев, ссоры были вызваны борьбой за лучшие, плодородные земли.

Проповеди Мохаммеда успокаивали, примиряли, голос его внушал доверие и надежду на решение скопившихся проблем. Его обещание примирить различные племена сыграло свою роль, и Мохаммеда пригласили в Ясриб в качестве «третейского судьи», отнюдь не вероучителя. Мохаммед стал отправлять своих сторонников из Мекки в Медину, а вслед за ними и сам совершил хиджру — переселение в этот город. Он и его соратники стали называться мухаджирами — переселенцами.

В понедельник вечером, 15 июля 62 2 года, Мохаммед приехал в Ясриб. При его содействии между племенами было заключено соглашение о равенстве прав, взаимозащите от чужих. Убийца не мог найти оправдания и защиты ни у кого из договаривающихся сторон; вражда и кровная месть между ними исключались. Мохаммед признавался судьей, и потому политическим главой этого объединения.

Но вскоре и без того непрочный мир в Ясрибе, который через какое‑то время стал называться Мединой, — городом пророка, — рухнул окончательно, и виной тому был сам пророк.

Если вы в пути, и есть угроза нападения врага, разрешено вам сократить обычную молитву. По завершении её Всевышнему хвалу воздайте. Если же опасность миновала — совершайте молитвы полностью. Верующим предписано молиться в определённые часы. Если ты со своим войском молитву совершаешь — будь осторожен, пусть группа вооружённых воинов стоит на страже. Потом их сменит другой отряд, который уже воздал молитву. Враг желал бы напасть внезапно, поэтому оплошность и пренебрежение оружием — недопустимы.

Если отложите оружие из‑за дождя или по болезни — это не грех. Но знайте: Аллах видит все ваши деяния. Врага не бойтесь, а если чувствуете в душе смятение, — знайте, что и враг испытывает то же чувство. Но у вас есть преимущество: вы под защитой Бога.

Найдутся многие, которые хотели бы тебя, посланник, сбить с верного пути. Но не сумеют: ты вооружен Моим писанием и награжден великой мудростью. А им только и остаётся, что строить козни.

В беседах, которые ведутся тайно, нет добра, если они не преследуют цель примирить людей, совершить добро, помочь нуждающимся. Если кто‑то замыслил зло против посланника — тот пошёл по пути неверных, вместе с ними и получит наказание.

Аллах не простит того, кто впал в большое заблуждение и счел кого‑то или что‑то Ему равным. Язычники поклоняются женским божествам (напоминаем, что арабы‑язычники до принятия ислама молились, в частности, языческим богиням ал‑Лат, ал‑Узза и Манат) и сатане. Иные из грехов Бог еще может рассмотреть, оценить, простить, но этот — нет.

Аллах проклял сатану. Тот взвился в злости и сказал: я присвою часть твоих рабов, собью их с верного пути, прикажу им обрезать скотине уши (речь идет об обычае язычников отрезать уши скоту, после чего он считается посвященным языческим богам), искажать религию Аллаха.

Тот, кто сатану берет в союзники — всегда теряет. Дьяволы обещают много, обольщают, людей уводят в область грёз. Ничего им не дают, но отнимают веру. Но Бог наказывает тех, кто служит сатане — огнём, от которого нет спасения. В отличие от них, тот, кто покорно служит Богу, приобретёт блаженство. Пустое дело — мечтать об этом. Каждый миг, каждый поступок в вашей жизни Бог увидит, и каждый будет вознаграждён по делам своим.

Преклоняйся перед единственным Всевышним — прекрасней нет религии, которой предан был Ибрагим — родоначальник иудеев, христиан и мусульман.

Аллаху принадлежит всё — и в небесах, и на земле. Тому, кому даровано писание, следует бояться Бога. Он покровитель ваш, Он всесилен. Он, если пожелает — заменит вас другими, кто будет выполнять заветы. Если желаешь иметь добро в ближайшей жизни — с просьбой обратись к Аллаху, Он располагает всем и в этой жизни, и в послеземной.

О, верующий! Будь искренен перед Аллахом, сумей свидетельствовать честно. Если придется — против себя, против родных и близких. И всё равно, беден ты или богат — следуй этому завету. Страстям своим, что ведут к бесчестию, не поддавайся. А если в чём‑то покривишь душой — знай, что Аллах увидит это.

О, верующие! Веруйте в Аллаха и Его посланника, во все писания от Всевышнего, ниспосланные раньше и сейчас, верьте ангелам, в судный день, верьте в жизнь, которая наступит после жизни. Верующему, что отрёкся от Аллаха, потом уверовал, затем снова отвернулся — Бог не простит такие колебания.

Пусть лицемеры знают: их ждёт большая кара за бесчестие. Пусть знают верующие, что дружба с лицемерами преступна, не будьте рядом с ними. Слушая мерзкие их речи, вы становитесь подобны нечестивцам.

Лицемеры наблюдают, что будет с вами: если вы одерживаете победы — они тут как тут: разве мы вам не помогали? Наблюдают лицемеры и за неверными: в случае их победы стараются её примерить на себя. Неискренние люди пытаются обмануть Аллаха: молитвы они возносят с ленью, лишь для формы, чтобы их приняли за правоверных.

Бывает так: лицемер очнется вдруг от мерзости, что творит, увидит неправоту свою перед Аллахом и людьми. Если он, пусть поздно, но поймет, что неискренность позорна, если честно будет замаливать грехи — что ж, Аллах это оценит.

Будь зрячим: если кто‑то причинил тебе или близким зло — найди источник зла, не ошибаясь. Будь зрячим и тогда, когда получил добро — источник дел благих иной раз и не виден.

Не говорите: мы веруем в Аллаха, но не в Его посланника — это заблуждение. Посланник — обычный человек, но наделен Он мудростью и знанием, он говорит по праву от Аллаха.

Иной раз посланнику говорят: пусть писание с неба снизойдет, не из уст твоих, тогда поверим. Вспомни, как наказал Всевышний тех, кто пожелал Его увидеть (это было во времена Мусы) — поразил их жгучей молнией.

Можно ли увидеть Бога?

Библия, сюжет о встрече Моисея с Богом: «И сказал ему: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова». Моисей закрыл лице свое, потому что боялся воззреть на Бога» (Исход, 3:6).

Пожалуй, каждый человек на протяжении своей жизни хоть раз задавал себе этот вопрос — можно ли увидеть Бога. Он обсуждается и в Коране. Но сначала — притча.

Однажды у одного мусульманина его друг спросил: возможно ли увидеть Аллаха? Тот ответил: а ты подними голову и посмотри на солнце. Его друг поднял глаза, но они сразу же наполнились слезами, он опустил голову и упрекнул: ты заставляешь меня смотреть на солнце, но это невозможно, тем более в полдень, когда солнце в зените. Собеседник ответил: а ведь солнце — лишь очень небольшая часть того, что создал Бог. А что будет, если ты поднимешь глаза к Аллаху? И все же Его можно увидеть. Его знамения на каждом шагу. Пока мы с тобой говорили, солнце — посмотри — передвинулось. Кто же это мог сделать? Конечно, только Бог. Хоть Его самого нам не видно, проявления Его — на каждом шагу.

Малыш, едва родившись, сосет грудь матери. Откуда он знает, как добыть себе пищу? Мы быстро закрываем глаза, если им что‑то угрожает. Мы не успеваем сообразить, но глаза уже сами берегут себя. Так происходит и при нечаянном падении — мы вытягиваем вперед руки, чтобы уменьшить боль, не удариться лицом. Подходит определенный возраст — и возникает влечение к противоположному полу, организм готовится к отцовству или материнству. Маленький ребенок очень часто различает недобрых и добрых людей, и ведет себя соответственно. Мы испытываем тоску при разлуке с любимым человеком, испытываем страх от того, что угрожает жизни, печаль от того, что никогда не увидим близкого человека. К горлу подкатывает тошнота, когда мы видим противные субстанции, которые нельзя брать в рот, поскольку это может навредить здоровью. Откуда у нас все это? Откуда у кошки чутье на лекарственные травы — она знает, какой сорняк пожевать, когда больна. У нас нет такого чутья, поскольку Господь даровал нам разум, заменяющий чутье.

Все эти реакции: на опасность, на человека противоположного пола, на рождение новой жизни, на смерть близких — заложено в нас Господом. Это можно назвать инстинктами, генетической памятью, программой, заложенной в нас природой — как угодно назовите, и это будет лишь приближением к пониманию Бога. Неспроста великие ученые, казалось бы, больше нас, обычных людей, приблизившись к тайнам природы, приходили к вере в Бога. Существует мнение, что вера — это прибежище неграмотных, темных людей. Тот, кто говорит это, пусть задумается, почему глубоко верующими людьми были такие ученые, как Коперник, Кеплер, Ньютон, Бойль, Бэкон, Пастер, Эйнштейн, Коллинз, Коши, Декарт, Лейбниц, Паскаль, Планк, Павлов.

Потом Бог недоверчивых простил, воздвиг над ними гору, велел не нарушать субботы, дал Мусе знамения. Но они тельца избрали божеством, убивали пророков Божьих, сомневались в заветах от Аллаха, занимались ростовщичеством, овладевали чужим добром.

Они низвели на мать Исы — Марйам — ложь и клевету (в непорочность Марйам (Марии) не верили и обвиняли ее в блуде). Они ненавидели Ису настолько, что хотели уничтожить. И даже внушили всем, что это удалось. Они восклицали: мы Ису убили, мы убили посланника Аллаха! На самом деле Бог не дал свершиться злу, не смогли они Ису распять, в последний миг Аллах отнял его у них и вознёс к себе (согласно мусульманской традиции, Иисус не был убит: в последний миг Аллах сделал Симона, который нес крест для распятия, копией Иисуса, и в итоге был распят Симон, а не Иисус. Аллах спас Иисуса и вознес к себе). Иудеи сначала уверовали в Мессию, но в день суда он выступит свидетелем против них — они были несправедливы.

Но есть и твёрдые среди них — они веруют, грехи не совершают, возносят молитвы Богу, веруют и в то, что от глаз сокрыто, и в судный день — Всевышний им воздаст.

Я истину открыл тебе, как раньше Нуху, Ибрагиму, Исмаилу и Исхаку, Йакубу и их потомкам, Исе, Аййубу и Йунусу, Сулейману и Харуну, дал Дауду псалтирь (в том же порядке: Ной, Авраам, Исмаил, Исаак, Яков, Иисус, Иов, Иона, Соломон, Аарон, Давид). Посланников своих научил писаниям, мудрости, с Мусой разговаривал сам. И всё же нашлись такие, что не вняли наставлению. Господь им не простит.

О, люди! К вам пришел посланник от Аллаха, уверуйте в него! Те, кому были дарованы ранние писания, должны придерживаться истины. Иса, сын Марйам — посланник, Иса — это слово Бога. Веруйте в Аллаха и не говорите «три» (троица), удержитесь от греха. Иисус — не сын Аллаха, а его посланник. Никогда Иса не возгордится — он раб Аллаха. Вместе с ним и ангелы вокруг него. Кто возгордится перед Богом — тот глуп, он недостоин милости Аллаха.

О, люди! Я писанием своим выведу вас из мрака к свету, ото лжи и лицемерия — к настоящей вере. Тот, кто увидит этот свет, пусть знает: Аллах рядом с ним, Аллах ему помощник.

Что можно употреблять в пищу, что запрещено. Забывчивость. Иисус был смертным? Страх перед великанами. История сыновей Адама. Не поддаваться искушениям, на них толкает сатана. Трапеза Иисуса и его сподвижников.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

О, люди! Будьте честными, исполняя предписания! Мясо вам есть дозволено, но не любое — запреты названы в Коране. Тогда, когда совершаешь хадж — охотиться нельзя, в другое время — можно. В запретный месяц воевать запрещено. Украшенных животных приносят только в жертву. Вред причинять паломнику, устремлённому к Мекке — тоже грех. Тому, кто не допущен в Запретную мечеть, нельзя совершать ответного греха. Каждый должен помогать в благих делах, а у того, кто зло творит — нет помощников.

Запрещено вам есть мертвечину, свиное мясо, пить кровь, есть мясо того животного, что заколото без благословения. Запрещается есть мясо, если животное удавлено, пало под ударами, если забодало его другое животное, или дикий зверь загрыз. Запрет и на животных, заколотых язычниками на жертвенниках, запрет делить жертвоприношение по стрелам (обычай язычников, дележ по стрелам). Всё это — нечестие. Вам разрешено иметь охотничьих собак, и с той же целью обученных других животных. Вам есть то, что они схватят — разрешено. Если запреты Мои нарушаются не из прихоти, а из‑за голода, то Бог простит.

Сегодня до конца Аллах доводит свою милость, одобряя в качестве религии ислам (эти слова прочтены пророком во время последнего посещении им Мекки, 5‑я сура — хронологически последняя).

Люди спросят у пророка: что нам можно, а что — нельзя? Пророк, скажи им, что можно всё, что не запрещено Аллахом.

Вам позволено есть пищу, которая разрешена и тем, кто раньше получил писание, им тоже разрешено всё то, что вам позволено. Жениться вам разрешено на женщинах и вашей веры, и на целомудренных из тех, кто раньше получил писания.

Перед молитвой омойте лицо и руки до локтей, а также голову и ноги. Если вы не чисты после соития или туалета — совершите большое омовение.

Аллах не создает вам трудностей — Он милостив, будьте благодарны, слушайте Его и повинуйтесь. И будьте искренни — Бог знает всё, что у человека на душе. Не давайте гневу обратиться в грех, будьте справедливы, справедливость — одна из граней страха перед Богом.

Будьте в своей вере стойкими. Аллах велит: всем верующим будет дана награда, а неверующие, не признающие Его — получат наказание. Милость Бога иной раз незаметна, но знайте: если враг оружие поднял на вас и сразу опустил — это Он не дал ему напасть. Полагайтесь на Аллаха в своих молитвах.

Аллах принял обещание у иудеев поклоняться Богу, и выдвинул из них двенадцать предводителей. Аллах сказал: Я буду с вами, если вы будете читать молитвы, очищать души от греха, совершать обряды, уверуете в Моих посланников, жертвы Аллаху воздадите. Тогда я избавлю вас от грехопадения, прощу грехи и направлю в райские сады. Но тот, кто свернёт с прямой дороги — тот не достоин. И всё же они свернули, сердца ожесточились, они стали искажать Мои слова, забыли долю сказанного им. За это и были прокляты. Лишь немногие не предАли Бога. Прости же тех людей, кто поддался слабости. Бог поощряет снисхождение.

И с христиан Мы взяли обещание. И они забыли часть тех слов, что им были сказаны. И мы возбудили среди них вражду и ненависть до дня великого суда. В судный день Аллах напомнит им об их земных деяниях.

Неверен тот, кто считает: Аллах — это Мессия, Иса, сын Марйам. Скажи им: кто сможет властвовать над Богом, если Он пожелает погубить Ису, Марйам, и всех, кто на Земле?

Рассказывает Библия

О казни Иисуса.

«Пришел час: вот, предается Сын Человеческий в руки грешников. Встаньте, пойдем; вот, приблизился предающий Меня. И тотчас, как Он еще говорил, приходит Иуда, и с ним множество народа с мечами и кольями.

И привели Иисуса к первосвященнику; и собрались к нему все первосвященники и старейшины и книжники. Первосвященники же и весь синедрион искали свидетельства на Иисуса, чтобы предать Его смерти, и не находили.

Тогда первосвященник стал посреди и спросил Иисуса: Ты ли Христос, Сын Благословенного? Иисус сказал: Я; и вы узрите Сына Человеческого, сидящего одесную силы и грядущего на облаках небесных. Тогда первосвященник сказал: Вы слышали богохульство; как вам кажется?

Они же все признали Его повинным смерти. Немедленно поутру первосвященники со старейшинами и книжниками и весь синедрион составили совещание и, связав Иисуса, отвели и предали Пилату.

Пилат спросил Его: Ты Царь Иудейский? Он же сказал ему в ответ: ты говоришь. И первосвященники обвиняли Его во многом. Пилат же опять спросил Его: Ты ничего не отвечаешь? видишь, как много против Тебя обвинений.

И народ начал кричать и просить Пилата. Он сказал им в ответ: хотите ли, отпущу вам Царя Иудейского? Ибо знал, что первосвященники предали Его из зависти.

Они опять закричали: распни Его. Пилат сказал им: какое же зло сделал Он? Но они еще сильнее закричали: распни Его.

А воины, сплетши терновый венец, возложили на Него; и заставили проходящего некоего Киринеянина Симона нести крест Его. И привели Его на место Голгофу, что значит: Лобное место.

Был час третий, и распяли Его. В шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого. В девятом часу возопил Иисус громким голосом: Боже Мой! Боже Мой! для чего Ты Меня оставил?

Иисус, возгласив громко, испустил дух. И завеса в храме раздралась надвое, сверху донизу. Сотник, стоявший напротив Его, увидев, что Он, так возгласив, испустил дух, сказал: истинно Человек Сей был Сын Божий.

И как уже настал вечер, — потому что была пятница, то есть день перед субботою, — пришел Иосиф из Аримафеи, знаменитый член совета, который и сам ожидал Царствия Божия, осмелился войти к Пилату, и просил тела Иисусова. Пилат удивился, что Он уже умер, и, призвав сотника, спросил его, давно ли умер? И, узнав от сотника, отдал тело Иосифу.

Он, купив плащаницу и сняв Его, обвил плащаницею, и положил Его во гробе, который был высечен в скале, и привалил камень к двери гроба.

По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый день недели, приходят ко гробу, при восходе солнца, и говорят между собою: кто отвалит нам камень от двери гроба? И, взглянув, видят, что камень отвален; а он был весьма велик.

И, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам.

И, выйдя, побежали от гроба; их объял трепет и ужас, и никому ничего не сказали, потому что боялись.

Воскресши рано в первый день недели, Иисус явился сперва Марии Магдалине. Она пошла и возвестила бывшим с Ним, плачущим и рыдающим; но они, услышав, что Он жив и она видела Его, — не поверили. После сего явился в ином образе двум из них на дороге, когда они шли в селение. И те, возвратившись, возвестили прочим; но и им не поверили. Наконец, явился самим одиннадцати, возлежавшим на вечери, и упрекал их за неверие и жестокосердие, что видевшим Его воскресшего не поверили.

И так Господь, после беседования с ними, вознесся на небо и воссел одесную Бога». (От Марка Святое благовествование, 14‑16)

Иудеи и христиане говорят: мы — сыны Аллаха, Он возлюбил нас. Скажи: тогда почему Он наказывает вас за грехи? Нет, вы только Его создания, он прощает, кому желает, и наказывает тех, кого желает наказать.

О, обладатели писаний ранних! К вам пришел от Меня посланник после долгого отсутствия других посланников, чтобы разъяснить: часть заветов из этих книг вы скрыли, часть забыли. Сейчас пришел к вам от Аллаха ясный свет и данное писание, чтоб вывести вас из мрака.

Сказал Муса своему народу: Аллах даровал вам милость, Он избрал вас и даёт вам то, чего не получил ни один народ. Идите же на землю обетованную, и больше не отворачивайтесь от Бога, чтобы не потерять Его дары. Они ответили: о, Муса, там живут такие великаны (на земле Ханаан стояли хорошо укрепленные города, жители которых были сильны и великорослы), что мы боимся, пусть сначала они уйдут оттуда.

Тут двое, которым знание дал Аллах, сказали: нам дано знамение — легко одержим верх над великанами. Но все взроптали: нет, пусть там воюет сам Муса и его Всевышний, а мы не станем рисковать. Муса обратился к Богу: о Аллах, я могу ответить за себя и своего брата. А эти люди — избавь меня от них.

Аллах ответил: что ж, тогда эта местность запретна им на сорок лет, сорок лет вы будете скитаться по пустыне. Не скорби по ним — они не заслужили. Расскажи им историю о двух сыновьях Адама (Каин и Авель — арабск. Кабил и Хабил) — о том, как была принята жертва у одного, и отвергнута от другого.

И сказал отвергнутый Кабил Хабилу: я убью тебя. Кабил слабо верил в Бога, в отличие от Хабила, чья вера была сильна. Хабил ответил: я руки на тебя не подниму, а смерть могу принять, согласно Божьему завету, только от того, кто верует в Него. Убьёшь — на тебя ляжет грех убийцы и грехи убитого.

Так оно и случилось: Кабил убил Хабила. Аллах послал ворона на место преступления, ворон стал рыть землю, чтоб показать убийце, как схоронить Хабила. Кабил, однако, потерял все силы, он не смог закопать труп брата и отчаялся: да неужели я слабее ворона? Это был ясный знак от Бога, и убийца, взявший на себя огромный грех, раскаялся.

Мы предписали Израилевым сынам: кто убьёт человека не за убийство, не за распространение греха — тот будто убивает всех людей, а кто сохранит жизнь человеку — тот сохранит её всем людям. Мои посланники им это говорили, но люди преступили все границы.

Тот, кто сражается против Аллаха и Его посланника, тот, кто плодит нечестие — воздаянием им в ближней жизни будет убиение, отсечение рук и ног крест накрест, высылка с позором из страны. Это будет им карой в этой жизни, а в той им уготовано большое наказание. Исключение лишь тем, кто обратился прежде, чем вы получили власть над ними. Вору и воровке отсекайте руки — за то, что они этими руками делают. Если же раскаются — то с ними будет говорить Аллах.

О, посланник Мой! Не печалься при виде человека, который уверовал лишь на словах, а говорит, что верует всем сердцем. Не печалься при виде иудеев, не слушающих тебя, а тех, кто им лжёт. Те искажают Мои слова, меняют их местами, а потом преподносят, отвернув от истины.

Если к тебе придут они за помощью или советом — беспристрастно рассуди их и отвернись (Мохаммед в Медине был арбитром, в круг его обязанностей входил разбор дел, в том числе, и иудеев). У них есть Тора, твои решения должны быть приняты по Торе. Согласно Торе судили иудеев Мои пророки, их раввины и мудрецы. Но грешники не согласятся с твоим решением — они и с Торой не согласны.

Заметки на полях:  положение о забивании камнями за прелюбодеяние, содержащееся в Торе, даже в те времена на практике не применялось. Однажды в Медине мужчина и женщина совершили прелюбодеяние. Они были евреями. Мохаммед пришел к раввину и спросил: что у вас положено за такой грех, покажи‑ка Тору. Раввин попытался было сказать, что можно прелюбодеев измазать грязью, посадить на осла задом наперед и прокатить по городу. В это время он прикрыл рукой то самое место в Торе. Но Мохаммед сказал: нет, надо забить их камнями, надо верить Торе. Раввин объяснял, что это положение давно уже не применяется на практике, но Мохаммед уже принял решение. Прелюбодеи были забиты камнями (бросали мусульмане) у дверей мечети пророка. Добавило ли это авторитета Мохаммеду? Ведь он говорил, что евреи исказили Тору, заменив одни слова другими, а тут — такое доверие к ее букве. Кстати, айат о забивании камнями должен был попасть и в Коран, но был съеден козой.

Предписано возмездие: жизнь за жизнь, глаз за глаз, зуб за зуб, отмщение за раны. Но можно откупиться данью. А кто судит не по словам Аллаха — тот несправедлив.

По следам писания, дарованного людям ранее, Я отправил посланника Ису, который подтвердил вам Тору. Я даровал ему Евангелие, в котором, как и в Торе — руководство для людей.

Пусть христиане судят так, как Бог ниспослал в Евангелии. А кто судит не по словам Аллаха — тот нечестен.

Так что, посланник Мой, суди их каждый раз согласно истине, будь справедлив. Не поддавайся слабостям людским и их страстям. Судить, как язычники — гаданием? Нет, для знающих людей — лучше суд Аллаха.

Если бы пожелал Аллах, то объединил бы всех в одну общину. Но он испытывает вас, желая, чтобы народы, соревнуясь в творении добра, стремились опередить друг друга. В тот день, когда вернетесь все ко мне — узнаете от Аллаха, кто в чём был прав, а кто — неправ.

О, верующие! Не выбирайте в качестве помощников себе иудеев и христиан — они друзья друг другу. А если кто‑то становится им другом — тот и сам из них.

Не позволяйте тем, кому раньше вас пришли писания, относиться к вашей вере без уважения — это их месть за то, что они не разумеют. Скажи им: о, обладатели писаний, вы мстите нам за то, что мы уверовали в Аллаха и в ранние писания, большая часть из вас — распутники.

Те, кому раньше вас пришли писания, могут обмануть, что пришла к ним вера. Но они пришли без веры, и вышли тоже без неё. Ты видишь, что они живут в грехе, вражде и зле. Пусть же раввины и книжники обратят их в веру.

И вот сказали иудеи: у Аллаха руки связаны (связанность рук означает скупость). Это у них руки связаны, и прокляты они за то, что говорят. Нет, Аллах не скуп, Он щедр, добро расходует Он так, как пожелает. Данное тебе от твоего Господа у них вызывает зависть. Мы возбудили между ними вражду и ненависть до дня суда. Как только они зажгут огонь войны — Аллах его потушит.

О, посланник! Скажи же тем, к кому пришли писания до тебя: если бы держали прямо Тору и Евангелие, то Бог вам дал бы пропитание. Среди них есть люди вдумчивые, но многие совершают мерзость.

Поистине, исповедующие христианство, иудеи, а также сабии (жители Йемена, поклонявшиеся солнцу, луне, звездам), уверовавшие в Аллаха и в судный день — над ними нет ни страха, ни печали.

Иудеи, когда им не нравились слова пророков, объявляли, что те — лжецы, и даже убивали. Они полагали, что их беды не коснутся. И стали слепы и бессердечны. Но потом обратится к ним Аллах — он видит все их дела.

Не веруют те, что говорят: Аллах — Мессия, сын Марйам. Сам же Мессия говорил: сыны Израиля должны поклоняться лишь Аллаху — моему Господу и вашему! Не считайте Ему равным никого, иначе закрыт вам рай.

Не веруют те, что говорят: Аллах — это лишь один из трёх. Нет божества, кроме Аллаха. А если они не удержатся от слов своих — коснётся их злое наказание.

Мессия, сын Марйам, был посланником, не Богом. И до него Я к вам отправлял пророков. Мать его была достойной женщиной. И оба принимали пищу. Так разъясняем Мы Свои знамения. До чего же они отвращены!

 

ГЛАВА 3. КОНФЛИКТ       Претензия на исключительность

Домашняя ] Вверх ]