" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

 

ГЛАВА 5. ГРЕХОПАДЕНИЕ            Несостоявшееся покаяние?

 

Девятая, особенная сура Корана называется «Покаяние». Она появилась одной из последних. Некоторые востоковеды считают, что она вообще была последней. Но, прочитав ее, читатель удивится — если не считать мельком высказанного требования к кому‑то раскаяться, в ней нет особых слов о покаянии. Почему текст не соответствует заголовку? Неужели случайность? Это не единственная загадка. Девятая сура — единственная в Коране, которая начинается не так, как остальные 113 — она лишена обычного вступления «Во имя Аллаха милостивого, милосердного». Думается, как первое обстоятельство, так и второе — не случайны. Нет покаяния перед Богом — нет и Божественного милосердия.

Девятая сура прочтена Мохаммедом незадолго до смерти. За восемь лет до этого он был изгнан из Мекки за свои проповеди. Теперь же он въехал в этот город на белом верблюде по имени Касва, и никто не смог ему помешать.

Много воды утекло за эти восемь лет. В начале мусульман было всего около ста человек. Теперь только армия насчитывала 15 тысяч. Почти завершилось объединение диких племен Аравийского полуострова в единое государство. А сам Мохаммед из стройного моложавого мужчины, который трогательно любил свою жену Хадиджу и был ей верен, и имел славу безупречного человека — превратился в тучного, не терпящего возражений лидера первого мусульманского государства.

Но произошли не только внешние изменения. Многочисленные жены и невольницы, ограбления торговых караванов, убийства обидчиков, массовая резня людей, отказавшихся принять ислам, интриги, корысть, забвение своих первоначальных идеалов, смерти сподвижников, родственников, собственных детей — все это вместилось в восемь последних лет. Мохаммед был мудрым человеком, он не мог не осознавать своих деяний. Тем не менее, как это делает любой политик, ему приходилось доказывать самому себе и демонстрировать сподвижникам, что он прав, что он ведет их по верному пути.

Мохаммед огрубел сердцем, душа его покрылась панцирем, через который не могло уже вырваться признание грехов, покаяние. Потому и нет в суре «Покаяние» покаяния. Думается, именно поэтому не смог Мохаммед в ней просить у Бога милосердия к себе, включить традиционное «во имя Аллаха милостивого, милосердного»

Эта сура — мистическая еще по одной причине.

Бог послал на Землю до Корана другие священные писания, которые Мохаммед признавал, правда, с разными оговорками. И — какая закономерность: если в Коране, в 9‑й суре, названной «Покаянием», нет ни слова о покаянии, то в девятых главах предыдущих писаний говорится о грехе и покаянии, о вине человека перед Богом. Невольно задумываешься о том, что эти строки обращены в будущее, через столетия, к самому Мохаммеду:

Я пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию. (Святое благовествование от Матфея, 9: 13 )

Стыжусь и боюсь поднять лице мое к Тебе, Боже мой, потому что беззакония наши стали выше головы, и вина наша возросла до небес. (Книга Ездры, 9: 6 )

И в царстве своем, при великом добре Твоем, которое Ты давал им, и на обширной и тучной земле, которую Ты отделил им, они не служили Тебе, и не обращались от злых дел своих. (Книга Неемии, 9: 35 )

И если соблазняет рука твоя, отсеки ее: лучше тебе увечному войти в жизнь, нежели с двумя руками идти в геенну, в огонь неугасимый. (Святое благовествование от Марка, 9: 43 )

Согрешили мы, поступали беззаконно, действовали нечестиво, упорствовали и отступили от заповедей Твоих и от постановлений Твоих. (Книга пророка Даниила, 9: 5 )

Ибо что пользы человеку приобресть весь мир, а себя самого погубить, или повредить себе? (Святое благовествование от Луки, 9: 25 )

Во всякое время суды Твои далеки для него; на всех врагов своих он смотрит с пренебрежением; говорит в сердце своем: «не поколеблюсь; в род и род не приключится мне зла». (Псалтирь, псалом 9: 26,27 )

Если бы вы были слепы, то не имели бы на себе греха; но как вы говорите, что видите, то грех остается на вас. (Святое благовествование от Иоанна, 9: 41 )

Это единственная сура. которая начинается не так, как остальные — без начальных слов «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного».

Отречение от договоров с язычниками. Не полагайся на их клятвы. День Хунайна. Возмездие за самоуверенность. Календарь. Поход на Табук. О неискренности, лицемерии и трусости. Не забудь о тех, кто уничтожен за грехи. Важность информации. Радостная весть для верующих. Воинские подвиги людей Бог не забывает.

Аллах и Его посланник отрекаются от союза с многобожниками. Не воюйте с ними четыре запретных месяца, и знайте: ничто не может изменить решения Аллаха. Он и Его посланник в день хаджа (имеется в виду последнее паломничество в Мекку, которое совершил Мохаммед в конце жизни) призывают отречься от многобожников. Если последуете за Мной — хвала вам, ослушаетесь — Аллах накажет оступившихся.

Если договор многобожники не нарушали, не воевали против вас — выполняйте его условия до срока. А когда месяцы запретные завершатся — то засады и захват, пленение и осада! А если обратятся, будут выполнять намаз и платить закят — простите их, освободите. Если попросят у тебя убежища — предоставь. Пока не услышат слово Бога, дай им место безопасное. Ведь они тоже люди, хоть и заблудшие.

Какой же может быть договор Аллаха с многобожниками, кроме подписанного у стен Святой мечети (с некоторыми языческими племенами Мохаммед подписал договор в Запретной мечети)? Пока они честны, будьте и вы честны. Но они не выполняют клятв и обещаний, лицемерят и преступают правила.

Сражайтесь с теми, кто религию поносит. А если обратятся в веру — они твои собратья. Если нарушают своё слово и поносят веру — сражайтесь с ними за нарушение клятв. Но лучше будет, если они удержатся.

Разве вы не станете сражаться с теми, кто нарушил клятвы и изгнал пророка? Боритесь с ними, Бог накажет их вашими руками, а вас исцелит от ран, нанесённых ими.

Напрасны мысли, что Бог не замечает тех, кто преклонился. Бог знает тех, кто искренне усердствует на пути Аллаха и его посланника. Он всё видит и правильно оценит.

Не надо многобожникам ходить в мечети — они не верят в единого Аллаха. Тщетны их усилия в этой жизни, а в послеземной их ждёт огонь. Мечети посещают те, кто искренне верует в Аллаха и в судный день, боится Его гнева, кто молится, уплачивает закят в общину. Иные считают своей заслугой утоление жажды приехавших паломников и содержание Святой мечети. Но вы не равны тем воинам, которые боролись на пути Аллаха, рискуя жизнью. Мухаджиры (вынужденные переселенцы из Мекки в Медину) на ступени выше тех, кто не испытал страданий. Господь обрадует изгнанников своим благословением, и будут они жить в раю.

О, верующие! Не берите в друзья своих отцов и братьев, если они неверие предпочитают вере. Иначе вы окажетесь в числе несправедливых. Если родственники ваши и блага, что несёт земная жизнь, вам дороже, чем Аллах и Его посланник, чем борьба во имя веры — вы выбрали неверный путь. Ждите повеления Аллаха.

В день Хунайна восхитила вас многочисленность (Хунайн — это долина неподалеку от Мекки. Два племени, недовольные расширением власти Мохаммеда, собрали 4000 воинов, им противостояло 12‑тысячное войско мусульман. Однако последние, уверовавшие в свое превосходство, проявили неорганизованность. Затем произошел поворот, и мусульмане победили) отряда. Но это не помогло, земля вам стала тесной, хотя широка была, и в панике вы отступили. Однако Аллах послал на помощь к вам невидимое войско ангелов и повернул вас. Он успокоил посланника и верующих, наказал безбожников за их грехи. Так вы и победили в той долине.

День Хунайна

Шел февраль 630 года. Прошло всего несколько недель после покорения Мекки. Мохаммед узнал, что, кочевые племена сакиф и хавазин готовятся напасть на мусульман. Он решил опередить их. Таково было объяснение многих походов пророка — он воевал, мол, только защищаясь, первым не нападал. Мохаммед собрал 12‑тысячное войско (главный его враг Абу Суфьян к этому времени принял мусульманство и со своим войском вошел в состав армии Мохаммеда), и вышел в поход в сторону города Таиф, где жили эти племена. Мохаммед рассматривал предстоящий бой как разминку, учебное сражение для новобранцев. Он был уверен в победе.

Путь пролегал через долину Хунайн. Это зловещее место. Через всю долину пролегает ущелье, которое трудно миновать, полутемное даже при свете дня. Мусульмане продвигались вперед, ничего не предвещало беды. Но у Мохаммеда, который ехал на коне позади войска, появилось недоброе предчувствие. И, действительно, как только мусульмане оказались в ущелье, с его склонов на них посыпались камни и стрелы. Оказалось, что воины племени хавазин заранее заняли позиции и, притаившись, ждали нападавших. Кроме камней и стрел, на мусульман обрушился оглушительный рев — кочевники орали истошными голосами вниз, в ущелье, и этот рев, отдаваясь эхом от скалистых склонов, вселял ужас.

Началась паника, из‑за рева врага ничего не было слышно, Мохаммед отдавал команды, но его никто не слышал. Всего несколько минут назад войско Мохаммеда представляло собой хорошо организованную армию, а теперь это была растерянная, деморализованная толпа. Воины бросали оружие, искали убежища в узких разрезах скалистого ущелья, в пещерах. Тем временем кочевники спустились по склонам, и началась резня. Первым очнулся Мохаммед, он пришпорил своего белого коня и рванул вглубь ущелья, за ним помчался его дядя Аббас, известный своим громовым голосом.

Если бы не его голос, кочевники перерезали бы вконец растерянных мусульман. Мохаммед крикнул: мусульмане, очнитесь, мы победим! Однако его голос утонул в реве кочевников. Тогда Аббас повторил слова посланника, но таким мощным голосом, что заставил кочевников замолкнуть. Его окрик, говорят, был слышен в Мекке и Таифе. Наступила тишина, и тут мусульмане поняли, что случилось, и со злостью, с которой минуту назад отступали, пошли в атаку, постепенно вытесняя врага из ущелья на равнину. Вслед за пехотой пошла кавалерия. Мусульмане гнали противника до его лагеря. По пути войско кочевников сократилось в несколько раз. Лагерь противника был взят, бедуины сдались. Мусульмане овладели 4000 слитками серебра, 40000 овцами и козами, 24000 верблюдами.

С того года Аллах запретил неверующей нечисти входить в Запретный храм. Обогатит вас Бог и без их участия.

Сказали иудеи: Узайр — это сын Аллаха.

Заметки на полях: Узайр — это Эзра, Ездра. Сомнение вызывает лишь формулировка, что иудеи считают его сыном Бога. Эзра был проповедником закона Божьего, и никто его не считал кем‑то иным. Поэтому, наверное, неправ был исламский мыслитель Табари (838‑923 г.г.), когда писал, что «иудеям было велено поклоняться только Аллаху, тогда как они придали сотоварища Господу, говоря, что Узайр — сын Аллаха». Евреи не считали Ездру сыном Божьим.

А христиане убеждены, что Мессия — сын Аллаха. Неправда и то, и это. Если кто‑то говорит так — тот вторит многобожникам. Пусть поразит их Аллах — до чего же они отвращены! Они взяли себе в господ своих раввинов и монахов, и принимают за божества людей, которые смертны. Аллах един, и нет Ему подобных. Они желают затушить свет Аллаха, но Он им этого не позволит.

Господь отправил своего посланника с истинной религией, чтобы превознести ее над всеми остальными, пусть это и ненавистно многобожникам. Многие священники отклоняют от пути Аллаха. Не на Его пути они используют золото и серебро, которое собирают. Ждёт их наказание мучительное. Огонь геенны будет разожжён, и заклеймены будут лбы, бока, хребты неверных — вкусите то, что заслужили.

Заметки на полях:  мы уже говорили, что эта сура была прочтена Мохаммедом перед самой смертью, когда на Аравийском полуострове практически уже не осталось ни иудеев, ни христиан — они уничтожены, изгнаны. Казалось бы, Мохаммеду следовало успокоиться, подвести черту под своими деяниями. Но враждебным потенциалом заряжаются будущие поколения…

Поистине, число месяцев в году — двенадцать, и это с тех самых пор, как Бог создал небеса и землю. Четыре месяца из них — запретные (Зуль‑каада, зуль‑хиджа, аль‑мухаррам, раджаб — так называются эти месяцы, в течение которых нельзя воевать. Это — 11, 12, 1 и 7 месяцы года по мусульманскому календарю). Придерживаться этого закона вы обязаны. Превращение запретных месяцев в разрешённые, и наоборот — это выдумки неверующих. Нравится это им, но Аллах не одобряет.

Заметки на полях:  первым днем лунного летоисчисления, которым пользуются мусульмане, является 16‑е (точнее, вечер 15‑го) июля 622 года н. э. — хиджра, момент переселения Мохаммеда из Мекки в Медину. Сейчас идет конец 1426 — начало 1427 года.

В лунном календаре 354 суток, число дней в месяце — 29‑30, мусульманские месяцы не соответствуют временам года, через каждые 33 года происходит полный круг, т.е. весна по обычному календарю совпадает с весной по мусульманскому. Месяцы делятся на недели, состоящие из семи дней, но началом недели считается вечер пятницы, который начинается с момента заката.

Перевести солнечные года в лунные можно по следующим формулам: 2006 — 621,6 = 1383,4; 1383,4 + (1383,4: 32,5) = 1426,99. Тут 621,6 и 32,5 — постоянные числа.

Далее в суре речь пойдет о сражении, которого не было.

Осенью 830 года, за два года до своей смерти, Мохаммед начинает собирать силы, чтобы напасть на…Византию. Объяснение «стандартное» — пророк почувствовал, что она первой собирается атаковать мусульман, и решил опередить. Между тем, в это время Византии было не до Мохаммеда — она была измучена длительной войной с Персией. Однако относительно полудиких войск пророка она еще оставалась могущественной. Поэтому люди, узнав о планах пророка, стали возражать: Византия — это тебе не племена бедуинов, может, у нас не хватит сил? Тем не менее, Мохаммед устремился на север, но вернулся с полпути — дошел только до Табука. Это был странный поход. Возможно, что, пока верблюды шли, Мохаммед пожалел о своей опрометчивости. Но возможно, он и не хотел воевать с Византией, и знал об этом с самого начала.

Поездка была не совсем бесполезной: по дороге он обложил данью три диких племени, а Табук сам предложил платить подать, лишь бы мусульмане не изувечили жителей. Поход до Табука и обратно занял около двух месяцев.

Исторические документы — Коран и сборники хадисов (сказаний о поступках Мохаммеда) — сохранили об этом сражении, которого не было, много свидетельств, позволяющих представить, каким был Мохаммед в то время. Поэтому к походу на Табук мы еще вернемся.

О, верующие, напрасно вы колеблетесь, когда Аллах и Его посланник зовут вас в бой. Напрасно вы цените усладу ближней жизни выше, чем блаженство вечной. Если вы не пойдете за посланником — Господь накажет вас и заменит вас другим народом. Вы Аллаху вреда не причините — только себе.

Если вы не поможете посланнику — поможет ему Аллах. Тогда, когда его изгнали из Мекки неверующие, он был одним из двух (Мохаммед выехал из Мекки со своим соратником по имени Абу Бекр и вынужден был три дня скрываться от язычников в пещере в 5 км от Мекки. Абу Бекр впоследствии стал его тестем, а после смерти Мохаммеда — правителем первого мусульманского государства — первым халифом). В пещере сказал он другу своему: не печалься, мы не брошены на произвол судьбы, с нами Бог. И ниспослал Аллах ему спокойствие и волю, превратив слова врагов в ничтожные, а его слово — в высшее. Берите же с него пример, боритесь за добрые дела, против тех, кто представляет зло.

Слабый человек страшится тягот: если путь к победе близок — то пойдёт, а если далеко идти — решимость пропадает. Но они не признаются, что причина — страх. Такие украсят свою ложь красивыми словами и скажут: я хотел, но помешало то‑то. Умей же различать истину от лжи.

Да простит тебя Аллах! Почему ты разрешил им оставаться дома, не отличив лжецов от тех, кто всегда правдив? Тот, кто верует — не просит позволения воевать за истину. Разрешения просят те, что колеблются. Если бы Аллах желал — заставил бы всех за тобой идти. Но зачем тебе такие воины? Аллах оставил их сидящими в домах. От них лишь смятение и помехи. Они и раньше стремились к смуте, но пришла ненавистная им истина.

Заметки на полях: тут мы видим оговорку Мохаммеда. «Да простит тебя Аллах» — вряд ли эта фраза может быть пожеланием Самого Аллаха. Конечно, она принадлежат Мохаммеду. Далее речь идет о 80 мединцах, которые перед походом на Табук пришли к Мохаммеду, они рассказали об «уважительных» причинах, которые, мол, не позволяют им выступить. На самом деле стояла страшная жара, было время сбора урожая, а самое главное — пугали планы Мохаммеда, который вознамерился напасть на Византию. Чтобы «закосить» от похода, каждый придумывал, что мог. Дело дошло до того, что один мусульманин сказал Мохаммеду, что византийские женщины очень красивы, а сам он любит женщин, поэтому боится искушения. Мохаммед, посчитав причину уважительной, разрешил сластолюбцу оставаться дома. Этот случай даже попал в Коран.

Среди них есть и такой — просит разрешить остаться, потому что, мол, поход — искушение для него. Геенна вокруг неверных!

Их печалят твои успехи, огорчениям же твоим они радуются. Скажи им: не постигнет нас ничто, кроме того, что начертал Аллах. Он наш покровитель, на Него мы уповаем. Скажи им: вы выжидаете — победим мы или умрём, а мы выжидаем, когда вас покарает Бог. Выжидайте вы, мы тоже выжидаем.

Пожертвования от таких людей не стоит принимать. Они не верят в Бога и Его посланника, молятся неискренне, пожертвования приносят не от души. Пусть тебя не восхищает их богатство, если они богаты. И не обманывайся клятвами их в верности — это ложь. Клянутся в преданности — значит, боятся. Если бы нашли от тебя убежище сбежали бы. А иные клевещут на тебя, они недовольны тем, как ты раздаешь трофеи. Дашь им — рады, не дашь — ненавидят. Подавай лишь бедным, нищим, путникам, тем, за кем долги, отдавай средства на выкуп пленных.

Иные обвиняют Моего посланника, что он выслеживает неверных. Скажи этим обвинителям: если посланник знает всё — это только благо, это навредить может лишь неправедным. Ведь некоторые клянутся именем Аллаха, чтобы угодить. Такие знают, кто противится Аллаху, но не говорят — и тем самым приносят зло.

Лицемеры опасаются, что их мысли будут известны людям. Скажи им: вам не избежать позора, Аллах всё видит. Они ответят: между собой мы ведём безобидные беседы. На самом деле они смеются над тобой, посланник, над знамениями Аллаха. Они могут не извиняться: не примет Бог их извинений. Неважно, лицемер мужчина или женщина — все они одной породы. Они забыли Бога, Бог их тоже предаст забвению. Как это было с их предшественниками. Те обладали хитростью и силой, имели достаток и детей, а кончили жизнь плачевно.

Радовался тот, кто остался дома, кто не выступил в поход. Он говорил: куда вы, такая ведь жара! Ответь им, что настоящую адскую жару они еще увидят.

А посланник, и с ним все верующие, шли по пути Аллаха своим достатком и своими душами. Аллах им уготовал сады и реки рая.

Пришли извиняться бедуины, чтобы ты им позволил отсидеться дома. Остались те, кто посчитал неправдой слова Аллаха и Его посланника. Да поразит их Бог! Они пожертвования считают ненужной тратой и ждут дурных вестей о вас.

Нет греха на слабых и больных, на тех, кто не в состоянии дать пожертвование, если они искренни перед Аллахом и Его посланником. Нет греха на тех, кому ты не сумел дать коня или верблюда, и они остались.

Заметки на полях:  в этой, мединской суре мы почти всегда при имени Аллаха видим имя Его посланника. В дальнейшем вы увидите, что Господь решает даже бытовые проблемы пророка, вплоть до урегулирования его гаремных отношений.

Мы видим еще одну особенность. В разговорах о походе на Табук все время говорится о материальных жертвах, которые должны нести мусульмане. Отказывающиеся предаются проклятию. Сбор пожертвований происходил для похода на Византию, и людям было понятно, что враг силен, что каждый должен внести свой вклад. Мохаммеду несли порой последние сбережения. Находились, как мы видим, и среди мединцев, и бедуинов люди, которые не понимали, зачем им надо отдавать свои средства, во имя чего надо рисковать своими жизнями.

Далее речь идет о мечети, которую люди построили, приглашали Мохаммеда помолиться там, но он отказывался, а на обратном пути в Медину ее сжег, сказав, что она построена для раскола мусульманской общины. В толковании Института Аль‑Азхар дается следующее объяснение этому факту: «Эту мечеть построила группа лицемеров, стремившихся нанести вред исламу. Их беспокоило строительство мечети Кубаа в Медине искренними верующими, которую благословил пророк, совершая в ней молитвы. Лицемеры построили свою мечеть, чтобы хвастаться ею, собираться в ней и планировать коварные действия против верующих. Они пригласили пророка молиться в ней, чтобы это стало предлогом для раздора и раскола. И он бы согласился, не поняв их злых намерений, если бы Аллах не запретил ему это».

Остается только удивляться — мечеть, где люди молятся Аллаху, вдруг стала неугодна Аллаху. Что только не делалось в этом мире от имени Аллаха, какое только зло не творилось!

Те, что построили мечеть со зла, будут клясться, что считали это добрым делом. Посланник Мой, не заходи туда, возноси хвалу Аллаху в той, что построена тобой. Мечеть, в которой следует молиться, основана на благочестии, а под той, что построена со зла — земля зыбка, рухнет она в огонь геенны.

Аллах купил у верующих их души и достояние в обмен на рай (читатель может не поверить в правильность перевода этой фразы, но он подтверждается даже толкованием Института Аль‑Азхар). Они сражаются на пути Аллаха, убивают и могут быть убиты, но жить будут вечно. Это обещание Аллаха есть и в Торе, и в Евангелии, и в Коране. Господь ваш верен обещаниям. Радуйтесь же сделке, которую вы заключили — это есть ваш большой успех!

Люди, которые считают молитву перед Богом делом сердца, поклоняются Аллаху, возносят хвалу Ему, творят добро, сдерживают других от зла и строго выполняют предписания Аллаха — провозгласи им радостную весть о существовании рая.

Аллах милостив к своему посланнику, к мухаджирам (мухаджиры, как мы уже говорили — это переселенцы из Мекки в Медину, ансары — помощники, это мединцы, вступившие в союз с мухаджирами) и ансарам. Они последовали за посланником в трудный час, хотя сердца их были готовы отвратиться. Милостив Он и к тем троим, которые отказались от похода, но Бог обратился к ним, чтобы они раскаялись (об истории этих троих людей мы расскажем подробнее в главе 17).

Верующим не стоит выступать в поход всем вместе. Пусть идет отряд из каждой части поселения для изучения религии и передачи знаний тем, кто остался.

Заметки на полях:  неожиданный и, вместе с тем, многозначительный финал суры. Если в начале все призывались в бой, оставшиеся в Медине проклинались, то в конце суры выясняется, что массовость такая и не нужна. Все призывы к «лицемерам», которые не хотели идти в поход, теряют смысл, разве что остаются призывы «бороться на пути Аллаха своим имуществом». Получается, что идти в поход не обязательно, достаточно принести пожертвование. С другой стороны — все‑таки, намечалась война с Византией или нет? Или поход был задуман для того, чтобы люди «изучали религию и передали знания оставшимся», т.е., это был как бы выездной учебный семинар?

Далее мы увидим фрагмент об отношении людей к этой суре. Она, действительно, способна вызвать сомнения. Сомнения в истинных целях похода на Табук; была ли объявлена всеобщая мобилизация, или просто понадобились деньги; нужно ли было сжигать мусульманскую мечеть, не грешно ли это…

Вы скоро заметите эпитеты «кроток и милостив» в применении к пророку Мохаммеду. Вспомним, что эти черты присущи Аллаху, и считается, что Его именами нельзя было называть людей. Может, потому эта сура не начинается, как все другие, с вступления «Во имя Аллаха милостивого, милосердного» — милостивость и милосердие переданы Мохаммеду.

Как только ниспосылается вам сура — лицемеры говорят: кому она добавит веры? Тем, кто уверовал, она добавит веры, эти люди радуются. А тем, у кого в сердцах болезнь — эта сура добавила сомнений, они умрут неверными. Каждый год — раз или два — к ним являются сомнения, но они не думают и не раскаиваются. А когда ниспосылается та или иная сура, они смеются и отворачиваются.

К вам пришёл посланник Бога из вашего же племени. В его сердце тяжесть оттого, что вы грешите. К верующим он кроток и милосерден. А если они отвернутся от тебя, скажи: со мной Аллах, нет другого божества, кроме Него. На Него я полагаюсь — на Господа миров.

Иона и Мохаммед

История Ионы, именем которого названа 10‑я сура, такова. Свидетельствует Библия (Книга пророка Ионы, 1‑3):

«И было слово Господне к Ионе, сыну Амафиину: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в нем, ибо злодеяния его дошли до Меня.

И встал Иона, чтобы бежать в Фарсис от лица Господня (Иона ослушался Бога, и вместо Ниневии отправился в Испанию. Фарсис находится на территории нынешней Испании, Иоппия — портовый город Яффа на территории Израиля) и пришел в Иоппию, и нашел корабль, отправлявшийся в Фарсис, отдал плату за провоз и вошел в него, чтобы плыть с ними в Фарсис от лица Господа.

Но Господь воздвиг на море крепкий ветер, и сделалась на море великая буря, и корабль готов был разбиться. И устрашились корабельщики, и взывали каждый к своему богу, и стали бросать в море кладь с корабля, чтобы облегчить его от нее; Иона же спустился во внутренность корабля, лег и крепко заснул.

И пришел к нему начальник корабля и сказал ему: что ты спишь? встань, воззови к Богу твоему; может быть, Бог вспомнит о нас, и мы не погибнем. И сказали друг другу: пойдем, бросим жребии, чтобы узнать, за кого постигает нас эта беда. И бросили жребии, и пал жребий на Иону.

Тогда сказали ему: скажи нам, за кого постигла нас эта беда? Какое твое занятие, и откуда идешь ты? Где твоя страна, и из какого ты народа? И он сказал им: я еврей, чту Господа Бога небес, сотворившего море и сушу.

И устрашились люди страхом великим и сказали ему: для чего ты это сделал? Ибо узнали эти люди, что он бежит от лица Господня, как он сам объявил им. И сказали ему: что сделать нам с тобою, чтобы море утихло для нас? Ибо море не переставало волноваться.

Тогда он сказал им: возьмите меня и бросьте меня в море, и море утихнет для вас, ибо я знаю, что ради меня постигла вас эта великая буря.

Но эти люди начали усиленно грести, чтобы пристать к земле, но не могли, потому что море все продолжало бушевать против них. Тогда воззвали они к Господу и сказали: молим Тебя, Господи, да не погибнем за душу человека сего, и да не вменишь нам кровь невинную; ибо Ты, Господи, сделал, что угодно Тебе!

И взяли Иону и бросили его в море, и утихло море от ярости своей».

Затем с Ионой происходят другие приключения и, в конце концов, он обращается с мольбой к Богу:

«Когда изнемогла во мне душа моя, я вспомнил о Господе, и молитва моя дошла до Тебя, до храма святаго Твоего».

Господь дает Ионе шанс исправить свою ошибку, и Иона на этот раз выполняет ту проповедническую миссию, которую возложил на него Бог:

«И было слово Господне к Ионе вторично: встань, иди в Ниневию, город великий, и проповедуй в ней, что Я повелел тебе.

И встал Иона и пошел в Ниневию, по слову Господню; Ниневия же была город великий у Бога, на три дня ходьбы.

И начал Иона ходить по городу, сколько можно пройти в один день, и проповедовал, говоря: еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!

И поверили Ниневитяне Богу, и объявили пост, и оделись во вретища, от большого из них до малого.

И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел».

Как видите, пророк Иона вначале не послушался Бога. Что это, как не грех? За это деяние и был наказан. Пророк Мохаммед говорил: «лжет тот, кто считает меня лучше Ионы». Что это, как не понимание своей вины перед Богом, своего непослушания?

Мохаммеда посчитали колдуном. Есть ли второй Коран? Мог ли Мохаммед сочинить Священное писание? Два выхода из чистилища. Напоминание об истории Ноева ковчега. Об исходе евреев из Египта и мумии египетского фараона. История библейского Ионы. Аллах предупреждает Мохаммеда.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Алиф — лам — pa. Этo — еще одно знамeние Корана.

Аллах внушил посланнику: обрадуй тех, кто верит в Бога — у них преимущество перед Ним. Неверные кричат: как это — Аллах внушил? Посланник ваш — колдун!

Слушая ясные айаты, неверующий говорит: принеси другой Коран, не этот, замени его. Скажи ему, что это не зависит от тебя, ты лишь передатчик воли Бога, и будешь наказан Им, если ослушаешься. Скажи: если Аллах бы пожелал, то не читал бы я Коран, это Его веление.

Порой вас посещают беды и несчастья, добро и зло. Бог пускает вас в дорогу по суше и по морю. Если в пути вас захватит буря — вы обращаетесь к Аллаху: спаси нас и помилуй. Но вот вы спасены. И сразу забываете, кому обязаны своим спасением.

Спроси, посланник, у людей: кто посылает вам благо с неба, кто даёт вам урожай, кто владеет вашим зрением и слухом, превращает безжизненное в живое, кто правит миром, наконец? Спроси: так как же можно не бояться Бога, который управляет миром, всем, что окружает нас, как можно заблуждения выдавать за истину?

Большинство людей живёт предположениями. Но предположения — не истина. Аллах знает, что говорят они. Коран ‑создание Аллаха, но не чьё‑то. И является подтверждением того, что было ниспослано вам ранее. Но говорят они: его выдумал посланник. Отвечай: а вы сочините хотя бы одну суру, подобную этой, и призовите разумных оценить.

Они считают ложью всё, что понять не могут, а толкование не пришло к ним. Моих посланников обвиняли в лжи и другие поколения, но посмотри, как они закончили.

Среди них есть верящие в Коран, а есть не верящие. Господь твой знает нечестивцев.Если тебя сочтут лжецом, скажи: вы не причастны к тому, что я проповедую, а я не причастен к деяниям вашим, мне достанутся мои деяния, а вам — ваши.

Аллах соберёт людей после их жизни на земле, пролетевшей, как мгновение. Тут они поймут, что обещанная встреча с Богом — это правда. Но будет поздно.

Мы либо покажем тебе при жизни часть того, чем грозим неверным, либо упокоим тебя до их наказания. К Нам их возвращение, и Мы засвидетельствуем, что делали они при жизни.

К каждому народу Я отправлял посланника из их числа. Когда люди из его общины отвечать будут перед Богом — посланник будет рядом, он покажет, кто был грешником при жизни, а кто праведным, и каждый получит по заслугам.

Посланник, прочитай им историю о Нухе. Он сказал своему народу: если вам тяжко слушать от меня знамения Аллаха, то оставайтесь с рукотворными божками. Если же откажетесь от них и обратитесь к Богу — Он спасёт вас. Но соплеменники сочли его лжецом. Тогда Господь спас Нуха, а также тех, кого тот поместил в ковчеге, и потопил всех безбожников.

Посланник Мой Муса вместе с братом явились роду фирауна с ясными знамениями. Но те возвеличились в своих глазах, купались в роскоши и собственных грехах. Поэтому знамения Бога назвали колдовством. Муса сказал им: неужели вы так думаете об истине, да не будут счастливы колдующие!

Поверили Мусе лишь немногие люди из его народа, который был в рабстве у рода фирауна. И сказал Муса своему народу: будьте же преданны Аллаху и полагайтесь на Него. Народ обратился к Богу: Господи, мы предаёмся, упаси нас от людей несправедливых.

И тогда Бог перевёл израилевых сынов через морские воды. За ними в злобе помчалось войско фирауна. Но его настиг потоп. Перед самой гибелью фираун обратился к Богу: верую, Господи, нет божества, кроме Тебя, предаюсь Тебе. Бог ответил: ты это говоришь сейчас, что же раньше распространял нечестие?

Так и погиб род фирауна в море, а тело самого его Бог сохранил — в назидание потомкам.

Разве было иное поселение, которое уверовало и было спасено, кроме поселения Йунуса? Когда они уверовали, Мы отдалили наказание от них. Если бы захотел Аллах — всех бы обернул лицом к Всевышнему. Но разве вынудишь людей обратиться к Богу?

Заметки на полях:  мы не можем не задать себе вопроса: почему Аллах в этой суре приводит краткое напоминание об истории Йунуса, т.е. Ионы? Логично предположить, что ответ на наш вопрос мы найдем в следующих за этим напоминанием айатах. А в них Господь будет говорить о возможном наказании посланника при его неверности заветам Бога, о наказании, которое постигло Иону за непослушание. Внял ли Мохаммед этим предупреждениям? Обратите внимание, как много раз Бог напоминает Мохаммеду о благонравии.

Вы сейчас прочитаете запрет посланнику поклоняться идолам. Но он этого не делал. Дело в том, термином «идолы» в мусульманской идеологии обозначается, как мы уже говорили, не только рукотворные каменные боги, но и страсти человеческие. О них и говорит Господь.

Посланник Мой, искренне обрати свой лик к религии, не поклоняйся идолам. Не взывай вместо Аллаха к ним. Если же так поступишь — попадёшь в число неправедных. Если Аллах коснется тебя злом — никто, кроме Него, не избавит тебя от этого. А пожелает одарить — никто Ему не помешает. Он поражает тех, кого желает поразить.

Скажи им, Мой посланник: пришла к вам истина от Аллаха: тот, кто идет прямым путём — тот делает добро своей душе, а тот, кто заблудился — несёт зло самому себе.

Следуй же, Мой посланник, тому, что внушается тебе, терпи, Аллах рассудит.

Пройдя земную жизнь, все вернутся к Богу. Сомнения неверующих. Послания Аллаха. Еще раз об истории народов Ноя, Худа и Салиха. Ангелы в гостях у Авраама. Как они рассмешили Сарру. История Лота. Когда наступит день воскрешения? Время совершения молитвы. Аллах снова предупреждает своего посланника. Наставления.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Алиф — лам — ра.

Айаты этого послания утверждаются Аллахом и ясно излагаются, чтобы вы никому не поклонялись, кроме Него. Только Он может одарить вас милостью. А если отвернётесь — в день страшного суда ждите наказания. Господь знает всё, и даже то, вы скрываете. Тщетно обманывать Аллаха — Он видит ваши мысли.

Всевышний — создатель неба и земли за срок в шесть дней, до этого везде была вода, и трон Его был на воде. Он наблюдает за вами и испытывает: кто из вас лучше, а кто хуже. Все вы после смерти вновь воскреснете. И ко Мне состоится возвращение. Безбожники говорят: нет, это обман. Но придёт к ним истина, наказание невозможно будет отвратить.

Все пройдут испытание на верность. Мы дадим почувствовать вкус милости, затем отнимем — и вот перед вами отчаявшийся, неверный человек. Если же невзгоды сменит благоденствие — обрадуется и скажет: ушли от меня все беды сами по себе. Верующий же понимает, что и беды, и благоденствие — от Аллаха. Верным Его рабам — прощение и награда.

Неверующий спросит: почему в знак достоверности Аллах не пошлёт сокровище тебе, или своих ангелов? Не следует, посланник, быть неуверенным, скрывать часть открытого тебе из боязни вызвать недоверие.

Они скажут, что Коран ты измыслил сам. Тогда пусть измыслят сами что‑то вроде этой суры, пусть обратятся за истиной к своим божкам. Если те не ответят, — а они, конечно, не ответят, — скажи этим людям, что Коран поистине отправлен Аллахом, нет божества, кроме Него.

Кто читает писание Мусы, и знаком с посланием, которое пришло через ангела тебе, посланник, верит в то, что обе книги — от Аллаха. Не сомневайтесь в этом, это истина, пусть даже многие не верят. Верующий отличается от безбожника. Как слышащий от глухого, или зрячий от слепца. Разве они сравнимы?

Пришёл Нух к своему народу: я принёс вам истину: Бог един, поклоняться следует лишь Ему. Безбожники ответили: ты — обычный человек, нет у тебя достоинств, за тобой идут глупцы, вы — обманщики.

Нух сказал: я не прошу для себя богатств. Я пришел с особой миссией: образумить вас и отвести беду. Не буду навязывать вам истину. Но не буду и отгонять от себя людей, которые её видят и уверовали в Аллаха. Я не говорю, что у меня сокровищницы Аллаха, не говорю, что я ангел, не говорю, что знаю тайное, я только утверждаю, что мне открылось откровение: спасётся только тот, кто будет верить в Бога.

Нух сооружал ковчег, а знать из его народа над ним смеялась, считая его блаженным. Нух терпел все издевательства, не возмущаясь, и только говорил: посмотрим, кто из нас унижен будет. Но вот строительство ковчега завершилось, за бортом поднялась вода и забурлила.

Еще раз о Ное

Коран часто повторяет одни и те же притчи, истории, нравоучения, и каждый раз — всё с большими подробностями.

Размеры Ноева ковчега были огромны — около 160 х 25 х 20 метров, т.е. он был размером с пятиэтажный дом с шестью подъездами. Внутри он состоял из трех ярусов — самый нижний для пресмыкающихся и зверей, средний для людей, а самый верхний для птиц. Соплеменники смеялись над ним, считали его блаженным — вблизи нет даже речки, не говоря уже о море, а он, да еще на высокой горе, строит плавательное судно.

Сам Ной был десятым коленом от Адама. Праведность Ноя была отмечена тем, что он родился уже обрезанным. Такое явление не часто, но встречается у новорожденных мальчиков. Ко времени потопа у него было трое сыновей — Йефет, Хам и Шем. Все они были женаты, и в Ковчег, кроме них, вошли еще и их жены — это по Торе, а по Корану — один из них погиб перед потопом.

Жену Ноя звали Наама, и она во время строительства ковчега, по преданию, взяла на себя грех: по велению сатаны напоила мужа вином, чтобы узнать, чем он занимается в горах. Ной спускался за едой раз в три месяца. Наама передала сатане, что смогла узнать, а тот поднялся на гору и поломал ковчег. После этого Ной стал строить новый ковчег, однако теперь его сторожили львы, выставленные по периметру. Их послал Бог. Кстати, у И.Ю.Крачковского в его примечаниях к переводу Корана есть такая фраза: напрасно Наама названа среди женщин, принесших вред пророкам. Оказывается, не напрасно — Наама предала мужа.

Кстати, до Ноя все люди были вегетарианцами. Только после потопа Бог разрешил есть мясо животных, одновременно наложив кое‑какие ограничения.

Ну и, завершая рассказ о подробностях истории Ноя, приведем забавный эпизод.

Когда ковчег уже был готов к отплытию, к нему подошел Обман и обратился к Ною: возьми меня с собой! Ной отказал: я беру всех по паре, а ты один. Обман отошел от ковчега в унынии, но по дороге встретил Желание. Обман предложил Желанию: эй, не станешь ли ты мне парой, тогда нас обоих возьмут в ковчег. Желание — судя по всему, это было пагубное желание — пококетничало, поторговалось, и согласилось. Ной уже не мог отказать, и Обман с Желанием взошли на ковчег. Из‑за этого они спаслись, и до сегодняшнего дня преследуют людей. Если бы Ной не так формально подошел бы к отбору пассажиров, может, мы забыли бы о лжи и пагубных желаниях.

Аллах велел: теперь перенеси в ковчег от каждого животного по паре, потом всю свою семью, кроме тех, о которых сказано слово (по преданию, один из сыновей Ноя обратился в неверие и остался на берегу), помести и тех, кто уверовал с тобой. Теперь плыви, не беспокойся — с именем Аллаха ковчег твой будет плыть и плыть.

Один из сыновей остался на горе, но волна разлучила его с отцом, и оказался он в числе потопленных.

И начался невиданный потоп. Небо раскололось, сорок дней лил дождь, которого мир не видел, потоки шли стеной. Ковчег плыл по огромным волнам.

Потом было сказано: земля, поглоти всю воду, небо, перестань лить дождь! Ковчег пристал к возвышенности. Нуху же было сказано: иди с благословением, что над тобой и над спасёнными. Твой народ имел блага, которые Я послал, и вот лишился не только благ, но еще и жизни. Такова расплата за отказ от веры.

А к адитам (народ, который жил на юге Аравии) пришёл их брат по имени Худ. И сказал: о, народ мой, сверните с пути неверных, поклоняйтесь лишь Аллаху — нет божества, кроме Него. Но адиты отвечали Худу: не станем тебя мы слушать, не оставим тех богов, к которым уже привыкли, а тебя, видно, злом поразил один из них.

Что ж, — ответил Худ, — я принёс вам весть, а вы не поняли, так вините же в том, что произойдёт, себя.

От Аллаха пришло решение: Худ и верующие были спасены, остальные — стёрты с лица земли.

К самудитам (народ, живший между Мединой и Сирией, погиб от землетрясения. Салих отличался умом благочестием, его прочили в цари этого народа, но Бог распорядился, чтобы он стал не царем, а проповедником) Бог направил посланника Салиха из того же рода. Салих сказал: о, народ мой, поклоняйтесь единому Аллаху, нет божества, кроме Него. Но Салиху было сказано: сомневаемся в правоте твоей, мы когда‑то возлагали на тебя надежды, а ты нас отвращаешь от веры предков. Салих указал на верблюдицу: вот она — знамение Аллаха. Пусть пасется на Его земле, не закалывайте, чтобы вас не постигло наказание. Но самудиты сделали со зла всё наоборот: зарезали ту верблюдицу. Тогда Салих им объявил: осталось жить вам всего три дня. В ответ ему был смех.

Но вот прошли три дня, к неправедным явился гул земли, все были погребены в жилищах. Всевышний спас лишь Салиха, и тех, кто уверовал с ним.

Бог отправил к Луту своих ангелов, но перед этим они зашли и к Ибрагиму с Саррой, чтобы передать им радостную весть: у них родится мальчик. Сарра рассмеялась: горе мне, если вы думаете, что я, старуха, рожу ребёнка. Да и муж мой — старец. Один из ангелов ответил: не надо удивляться повелению Аллаха. Благословение Его над вашим домом. Если сказал Он так — значит, так и будет.

Лута ангелы застали в дурном расположении духа. Он обессилел от увещеваний распутного народа. Им сообщили, что пришли в город юноши, и те ждали. Но Лут сказал: вот мои дочери, возьмите их, не позорьте меня перед гостями. Неужели не найдётся среди вас хоть один разумный? Но грешники, не в силах совладать с собой, сказали: не нужны нам твои дочери, ты же знаешь, какие у нас желания. Лут сказал: была бы у меня сила против вас, или хоть духовная опора…

Ангелы между тем обратились к Луту: мы — посланники Аллаха. Сегодня ночью уходи из города, взяв семью, и пусть никто назад не оборачивается. Мы знаем, что обернётся твоя жена. Пусть её постигнет то, что постигнет всех. Назначенный срок им — утро.

Утром пришёл сигнал от Бога, и на город посыпались комья грязи, твёрдые, как камень. Представьте себе дождь, только из камней. Сравнялось поселение с землёй, никто не уцелел. Погибла и супруга Лута. За то, что сообщила грешникам об ангелах, и вызвала тем самым похоть. Аллах превратил её в столб из соли.

К племени мадйанитов Бог послал одного из них — Шуайба. Он им сказал: Аллаху поклоняйтесь — нет божества, кроме Него. Мадйаниты ему ответили: ты думаешь, твои слова окажутся сильнее, чем все наши привычки? Что же ты хочешь повести нас по кривой дороге? Не понимаем мы многого, что ты говоришь. Но видим, что твои слова слабы. Мы могли бы закидать тебя камнями — ты нам совсем не дорог.

Бог в сторону отвёл Шуайба с его соратниками, и послышался подземный гул. Под утро все мадйаниты были уничтожены. Землетрясение ещё раз стало орудием возмездия.

Еще одно напоминание — о фирауне и Египте. Муса к нему явился со знамениями от Бога. Но египтяне пошли путем бесчестия. И был род фирауна уничтожен.

Судный день Богом лишь отложен. В этот день все смогут говорить только с Его согласия. Люди поделятся на счастливых и несчастных. Несчастные попадут в огонь, их вопль переплетётся с рёвом пламени, их страдания будут вечными. А жилищем верных станет рай. Они спросят у тебя, посланник: что такое вечность? Отвечай, что это время, пока существует мироздание, если по‑другому не решит Всесильный.

Будь же твёрд, посланник, как тебе повелено, вместе с теми, кто верует с тобой. Не преступайте границ дозволенного. Аллах видит, что вы совершаете. Не склоняйтесь к несправедливости, чтобы вас миновал огонь. Нет у вас, кроме Аллаха, покровителей, не найдёте вы другой защиты.

Читай молитву утром, на закате, среди ночи. Добрые дела отдаляют злодеяния. Это — напоминание для помнящих. И терпи, Аллах не обойдёт наградой терпеливых.

И исполнится речение Аллаха: заполню Я геенну огненную людьми и джиннами, которых удалось совратить Иблису.

Мы рассказываем притчи о посланниках затем, чтобы укрепить сердца. В этой суре тебе открыта истина, в ней — увещание для тех, кто страшится Бога.

Скажи тем людям, кто не верует: ждите наказания, мы тоже выжидаем.

Всевышнему открыто и сокрытое, что есть в небесах и на земле, к Нему всё возвращается. Поэтому поклоняйся Богу, надейся на Него, Господь не пренебрегает тем, что вы творите.

 

ГЛАВА 6. ГОРЬКАЯ ИСТИНА

Жизнь и борьба пророка: человек с двумя сердцами. Часть 1

Домашняя ] Вверх ]