" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

Благодатный Огонь

Фавор

Иордан

Ланчанское Чудо

Гластонбери

Туринская плащаница

(Анонс)

Лик Спасителя. Реконструкция с Плащаницы

Вячеслав Синельников

Вечером 28 мая 1898 г. Секондо Пиа сделал два снимка с Туринской плащаницы, из которых, к сожалению, один оказался испорчен­ным. Оставшуюся большую пластинку размером 50 х 60 см он проявлял в затемненном помещении... В своих воспоминаниях Секондо Пиа писал, что когда во мраке лаборатории на фотопластинке стал проявляться позитивный образ, он увидел рельефный портрет божественной красоты. Волнению не было предела. Археолог всю ночь проверял и перепроверял сделанное открытие: на Туринской плащанице запечатлено изображение в виде аналога фотографического негатива  (Мс. Evoy, W. V., 1945. The Death Image of Christ. Melburn, p. 47).

Обретшая человеческий рост фотография выявила картину чудовищных страданий, но вместе с ними проявился облик предельной величественности и царственности. Секондо Пиа со страхом взирал на лицо, которое выражает исключительную стойкость и силу, а вместе с тем — безграничное прощение и милосердие. Его взору предстал образ с царственным выражением непобедимого терпения и величия, лик, на котором лежит печать вечности...

***

В Италии есть город, где несколько веков сохраняется удивитель­ная ткань — древнее льняное полотно с золотистыми следами. Ее на­зывают Туринской плащаницей и тщательно оберегают: за последние сто лет реликвию разворачивали и показывали всего три раза. Полот­но это неизмеримой ценности. У большинства людей нет сомнений, что перед нашим взором ткань, которой обвили тело Христа и в которой воскрес Богочеловек...

…это отрез старинного полотна, чуть больше четырех метров в длину и метра в ширину, на котором проступают во весь рост две фигуры обнаженного мужского тела, расположенные симметрично друг к другу, голова к голове (На одной половине плащаницы — образ мужского тела со сложенными впереди руками и чуть согнутыми ногами; на другой половине - его изображение со спины). Изображение не яркое, но де­тальное, золотисто-желтого цвета; можно различить черты лица, бороду, волосы, губы, пальцы (Специальные методы показали, что отпечатки на ткани безукоризненно точно передают особенности анатомии человеческого тела. Подобное не удается достичь даже в лучших изображениях, сделанных рукою художника). Сколько написано плащаниц, сколько их вышито! В окрестностях Турина почти в каждом храме можно видеть живописные копии таинственного полотна, но подлинник превосходит последние, как величественное море — нарисованные волны... Простой пример — художественное изображение Положения во гроб обязательно содержит раны на руках, ногах и груди; однако никакому иконописцу не приходило в голову употребить вместо краски настоящую человеческую кровь. На писанных плащаницах раны изображены тщательно, аккуратно, и они очень небольшие; Туринская плащаница не соответствует этим правилам. Ее поверхность обильно впитала кровь с тела. Вглядитесь — и Вы увидите многочисленные ранения: следы кровоподтеков на голове от шипов тернового венца, обильные пятна крови в запястьях и ступнях ног, пробитых гвоздями, удары бичей на груди, спине и ногах, большое кровавое пятно из раны в левом боку. Перед нами - великая тайна.

На льняном полотнище предстает во всем реализме жестоко истерзанный, обнаженный Человек с бородой, усами и ниспадающими кплечам длинными волосами, после принятой Им страшной смерти (На изображении - взрослый, хорошо физически развитый, крепкого, совершенного телосложения Человек. Смерть произошла примерно за два часа до того, как Его положили в плащаницу. Ткань была в контакте с телом не более 2-3 дней (не более 40 часов). Это общее заключение медиков..). Правый глаз закрыт, левый слабо приоткрыт, над бровью капля крови. Нос восточной расы, глаза близко стоят друг к другу. Подбородок ярко очерчен, особенно слева. Справа на нем пятно от крови или глубокой раны. Длинные волосы, сплетенные в косичку, усы, короткая борода, раздвоенная посредине. Изображение лица асимметрично. На лице многочисленные повреждения: разбитые брови, порванное правое веко, большая припухлость ниже правого глаза, поврежденный нос, ушиб па правой щеке, травма на левой ще­ке и на той же стороне подбородка. Господи, как Его мучили!

Полотно совпадает с евангельским повествованием... Издевательства в претории... На правой щеке длинный кровоподтек. Этот удар, по-видимому, был нанесен палкой толщиной около 4,5 см человеком, стоящим с правой стороны, что привело к повреждению щеки и носового хряща ниже кости.

Говорит Карлтон Кун: «Перед нами человек, принадлежащий к семитскому типу, который в настоящее время может быть найден среди родовитых евреев и благородных арабов». Этнографы не ошибаются! Борода и волосы, разделенные посредине, ниспадание длинных волос к плечам, маленькая косичка из волос — все показывает: Тот, Кто запечатлен на плащанице, не грек и не римлянин. Незавязанная косичка в волосах «является наиболее поразительной иудейской особенностью».

На голове — около 30 подтеков крови из-за проколов, сделанных шипами. Ни нарисовать, ни подделать их нельзя: несколько окровав­ленных следов от проколов имеют отличительные особенности венозной или артериальной крови. Один из них имеет конфигурацию цифры «3». Шип повредил вену, мышцы лба свело от боли, в результате образовался сложной формы кровоподтек однородной венозной крови. С правой стороны, у корней волос, расположен сгусток, из которого вытекли две струйки крови. Шип задел ответвление височной артерии, и артериальная кровь вытекла в том месте прерывисто, толчками, что дало неравномерность в окрашивании полотна...

Страдания материализуются. Невозможно без сердечной боли смотреть на многочисленные ранки.

Мучители не знали сострадания. Следы на плащанице говорят о том, что терновый венец на голове Жертвы не был в форме венка, а был скручен в виде шапочки, похожей на митру, покрывающей собой всю голову что напоминало атрибут царской власти на востоке. Иконография не знает подобного изображения. Когда легионеры глумились над Ним, от каждого удара по «терновой митре» шипы вонзались все глубже, образовывая глубокие раны... Клубок терниев, обвитый повязкой, приносил неисчислимые страдания...

 Мучители терзали Страдальца с жестокостью: на теле много следов от ударов и увечий. Плечи приподняты, грудная клетка чрезмерно расширена. Левая рука лежит на правой, в области запястья большое пятно от раны, ясно видны четыре пальца... Отчетливо проступают бедра с выпуклым рельефом мускулов. Проколы на ногах того же типа, что и на руках. Сзади идеально отпечатались голова и спина, а также область таза. Ноги видны почти до колен, затем — перерыв; различимы икры и снова пропуск под сухожилием Ахиллеса. Ступни наклонены, ярко очерчены пятки. Тело отпечаталось в пропорциях абсолютно верных и полностью обнажено...

В начале первого века Иудея являлась провинцией Римской им­перии и управлялась префектом из сословия всадников. Областные губернаторы не отличались порядочностью и бескорыстием: насилия со стороны префектов Иудеи были таким же частым явлением, как в других провинциях. Сирийцы и иудеи жалова­лись Тиберию на тяжесть податей, произвол и злоупотребления властью; но особенно большое количество правонарушений выпало на десятилетнее правление Понтия Пилата…

Бесчинства, чинимые прокуратором, заставляли последнего особенно усердно выслуживаться перед центральной администрацией: в его глазах только «божественный Тиберий» являлся властелином. Появление перед таким префектом «Царя Иудейского», оклеветанного синедрионом, не могло разрешиться прощением... Как пишет спустя 87 лет Корнелий Тацит (Анналы, кн. 15,44), «...казнил при Тиберии прокуратор Понтий Пилат»... Если бы наместник знал, Кто перед ним!..

 

…С возвышенной, устланной мрамором и другими разноцветными камнями площадки перед судебной палатой (praetorium) в башне Антония близ храмовой площади префект отдал приказ. Обычная форма приговора судьи в лавровом венке была циничной и краткой: «Ibis ad crucem!» — «иди на крест!» У римлян распятие именовалось «servile supplicium» — рабская казнь. В провинциях к такой мучительной смерти приговаривали за убийство, разбой, лжесвидетельство и государственную измену. Оклеветанный в посягательстве на права цезаря Царь Иудейский, не имевший прав римского гражданина, подлежал крестной казни...

 

Страшное изуверство перед распятием производилось с таким варварством, что получило название «близкая смерть». Как пишет Марк Туллий Цицерон — римский юрист оратор и политический деятель I века до н. э.: «Бичеваниям подвергались у римлян рабы (свободные наказывались розгами), обыкновенно осужденные на смерть, на­гие, привязанные к столбу, перед тем, как отводились на крест»…

Даже спустя две тысячи лет невозможно смотреть на раны без содрогания. Мы становимся свидетелями ужасающего истязания: Туринская плащаница заговорила вновь. Безвинный Страдалец испещрен многочисленными повреждениями, сделанными кнутами с тяжелыми гирьками или шариками на концах. В центре удара раны темнее, здесь травмы глубже и крови больше. По краям пятна светлее: там долго текла сукровица, потому что раны раздражались одеждой и медленно сохли, Страшными разрывами усыпана вся спина, поясница и ниже... Его тело усеяно многочисленными следами жестокого бичевания — 98 ударов плетью! Избивали с большой силой от плеч до ног, за исключением зоны сердца, потому что удары в той области могут быть смертельны. Бичи, которыми пользовались для поругания, назывались «флагрум», по-латыни «flagrum taxillatum» — язвящая плеть, «бич, наводящий ужас» (Dr. Giuseppe Toscano. La Sacra Sindone e la scienza medica, Mimep. Pessano (Mi), 1978, p 25). Они делались из двух-трех ремней или из одного ремня затвердевшей кожи с металлическими гирями на концах. На плащанице проступают следы 59 ударов бича с тремя концами, 18 — с двумя концами и 21 — с одним концом. При ближайшем рассмотрении следы ударов имеют вид «закрытых колокольчиков» — каждый ушиб с рваной раной приблизительно 3,7 см в длину. Подобные кровоподтеки причинили бы древнейшие бичи, найденные при раскопках Геркуланума, погребенного под массой лавы, выброшенной Везувием в 79 г. н. э. Эти плети имеют на концах два свинцовых шарика, и кожа между ними получала контузии, подобные найденным в отпечатках на плащанице (С изумлением признаем, что раны на теле, потоки и пятна крови анатомически безупречны. Свидетельство тому - многочисленные отзывы профессионалов. Например, судебный эксперт Баклин пишет, что «каждая рана была нанесе­на самым настоящим образом и соответствует тому типу орудия, которым ее на­носили. Каждая рана кровоточила так, как это обычно бывает при таком ране­нии. Потоки крови истекали в полном соответствии с законами гравитации. -Bucklin, Robert. The medical aspects of the crucifixion of Christ. Sindon, December, 1961. p. 5. Прочие аналитики подтверждают: пятна крови совершенно натураль­ные. Примечательно, что по краям каждого сгустка свернувшейся крови скон­центрированы красные частицы, а внутри них расположены крошечные облас­ти сукровицы (serum).

Полуоб­наженные, потные мучители подобны хищным зверям, раздирающим жертву. Свист ремней, глухие удары, брызги драгоценной крови... Осужденного избивают два палача, один из которых ниже ростом, чем другой. Оба стоят сначала позади, потом впереди Жертвы и орудуют бичами круговым движением с плеча... Пока истязатели меняют одни плети на другие, «Царя Иудейского» обливают водой, а затем продолжают терзать. Нет жалости, нет сострадания...

Проходит немного времени, и вот три человека, связанные в «караван» двумя общими длинными веревками, в изнеможении бредут по пыльной улице, сопровождаемые конвоем. Их руки плотно стянуты к брусьям, которые каждый несет на плечах. Двое - матерые разбойники, «зилоты-мстители», один — невинный Страдалец, искупительная жертва за все преступления человечества (Судя по особенностям отпечатков ступней, Барбе весьма обоснованно полагает, что Распятый привык ходить лишь босиком или в сандалиях: большой палец, с широким длинным овалом, поднимается высоко над другими, и пальцы свободно отстают друг от друга. Откуда следует такой вывод? Обыкновенные сандалии делали из куска кожи с шеи верблюда. Деревянные носили чаще всего в Аравии, Иудее и Египте. В любом случае они прикреплялись к ступне двумя ремнями, один из которых проходил между большим и вторым пальцами, а другой вокруг пятки и над подъемом ноги. От долгого хождения в таких сандалиях пальцы привыкали к определенному положению, на которое их побуждал первый ремень, что находит полное подтверждение в изображении ступней на Туринском полотне…

Прошло две тысячи лет, но на изображении еще видна широкая отметина от тяжелой перекладины, несомой на правом плече к месту казни. Такое же дважды пораненное место имеется в нижней части левой лопатки. На обоих коленях ушибы, а на левой коленной чашечке порез от повторных падений... Эти ранения связаны между собой. Когда Тот, Кто изнемогал под тяжелой балкой, спотыкался и падал на колено, тогда перекладина сильно травмировала нижнюю часть левой лопатки.

На казнь Он шел босым: в области правой пятки полотно впитало много следов земли и пыли. Страдалец падал плашмя и не мог помочь Себе руками, привязанными к балке: на кончике носа, на колене — тот же тип пыли, что и на пятке (S. Pellicori - М. S. Evans. The Shroud of Turin through the microscope. -Archaeology, vol. 34, n. 1, gennaio-febbraio 1981, pp. 34-43). Осужденный шел босым по Палестине. Образцы из отпечатка в области ступни содержат арагонит с примесью железа и стронция. Такое вещество встречается редко, но его находят в выборках почвы из Иерусалима (J.A. Kohlbeck - E. L. Nitowski. New evidence may explain image on Shroud of Turin. - Biblical Archaeology Review, vol. 12, n. 4, luglio-agosto 1986, pp. 23-24).

Невинный Страдалец упал, и тяжелая балка плотно прижала голову к пыльному камню. Улюлюканье озлобленной толпы... Профессор Марастони обнаружил на изображении с полотна плащаницы в области лица «зеркальное отражение» отпечатков символов — предположительно, фрагменты букв древнееврейского и латинского алфавита.

Жара, жажда, кровоточат бесчисленные раны от плетей... Беснование озверевших горожан... При шествии с поперечной перекладиной креста к месту распятия Страдалец несет на груди дощечку со свежей надписью. Падая ниц с привязанными к перекладине руками, Он ударяется правой щекой о край мгновенно провисшей и подлетевшей кверху дощечки, а свежая краска с букв попадает на лицо. Его поднимают и ведут дальше, но некому смыть отпечаток…

Небольшой гористый холм неподалеку от городских ворот. Вооруженные часовые удерживают вопящую толпу обезумевших людей в почтительном отдалении. Исполнители приговора наклонились к лежащим навзничь и что есть силы колотят молотками. Профосы старались усердно. На левой руке рана и большой сгусток крови, оба запястья темные, потому что обильно орошены кровью от сквозных пробоин (Рана от гвоздя видна только на левой руке, покрывающей правую. Правой ладони не видно, потому что на ней лежала левая). Дальнейшее приводит к неожиданному совпадению. После просвечивания ткани плащаницы со стороны изнанки в центре кровавого пятна обнаружен квадратный след чуть меньше 1 на 1 см. Отпечаток раны соответствует размерам 15-сантиметрового, квадратного в сечении кованого гвоздя со стороной 9 мм, хранящегося в церкви Святого Креста и подаренного равноапостольной царицей Еленой после того, как в 326 г. ею был обретен крест Господень...

Сквозь мглу столетий мы видим с кристальной ясностью... Кровь из ран текла с рук по направлению к локтям. Два прокола в ступнях. Их очертания четкие, потому что кровь запеклась задолго до соприкосновения с тканью, но в одном месте края кровавого пятна зубчатые, так как жидкость разошлась по ниткам полотна обильнее и на том месте следы ярче. Это пятно размыто сукровицей, которая вытекла из раны при снятии тела: обсохшая рана была потревожена освобождением от гвоздя...

Истязание и казнь были на редкость мучительны Мы словно воочию видим окровавленные раны на руках и ногах Спасителя. Однако совершенно непривычно то, что на плащанице руки пробиты не посредине ладоней, как это традиционно изображается, а выше..(Barbet, Pierre. A Doctor at Calvary. New York: Image, 1963. Pp. 102-120).Палачи исходили из прагматических соображений: жертва должна крепко и надежно висеть на перекладине креста. Они занимались привычным исполнением приговора, но сейчас, по прошествии двух тысячелетий, трудно определить местоположение отверстий... Дело в том, что на отпечатках пробитая рука видна лишь с тыльной стороны, с той, где гвоздь из нее выходил!

Мы не можем спросить об этом истязателей, но французский хирург Барбе, проводя опыты с недавно ампутированными руками, убедительно продемонстрировал: гвоздь, вбитый в области прохода «дестот» (destot) между костями запястья, позволяет длительное время удерживать на кресте вес тела, соответствующий руке по анатомическим данным. В противном случае при пробивании середины ладони гвоздь разрывает ее, и тело срывается... Есть и еще несомненное доказательство. Оказываясь в запястье, гвоздь задевает серединный нерв, а большой палец самопроизвольно подгибается. Подобное мы наблюдаем на плащанице, ясно видя на скрещенных руках только четыре пальца. Большой прижат к ладони, что, возможно, является следствием повреждения проходящего через запястье центрального нерва.

…Профессор Зугибе считает, что гвоздь вколачивали наклонно в основание ладони, но не посредине, а значительно ниже, в том месте, где при сгибании вовнутрь большого пальца ближе к запястью образуется складка на коже. Проходя наклонно под большим пальцем, острие выходило из руки в области запястья, а затем вонзалось в деревянную перекладину креста. Эта область верхней части ладони легко выдерживает вес распятого. Согласно профессору Зугибе, отсутст­вие на отпечатках больших пальцев рук объясняется их естественным подгибанием за счет травмы…

…Кровь из ран от гвоздей течет вниз по предплечьям. Отдельные потоки крови, истекающие с области левого запястья, прерываются и поворачивают на различных расстояниях по длине руки с углами 55—65 градусов к оси предплечья... Почему так? Пьер Барбе считал, что Распятый, чтобы дышать, подтягивался то на одной, то на другой пробитой руке. При этом предплечье поворачивалось относительно свежей раны, причиняя нестерпимые муки (В области запястья имеется характерный, квадратного сечения прокол, из которого по рукам стекали под различными углами ручейки крови. Анализ тех углов, под которыми кровь стекала из ран в области запястья, согласно Барбе, говорит о том, что руки должны были находиться поднятыми вверх и в стороны примерно под углом 65 градусов относительно горизонтали).

В области плеч, справа и слева, видны повреждения от трения поверхности кожи по балке, брусу или перекладине. Перед нами свидетельство тяжких мучений. В то время когда Истязаемый, опираясь на гвозди, распрямлял согнутые ноги и подтягивался то на одной, то на другой руке. Он ударялся затылком в место пересечения перекладин…(Медицина утверждает, что положение чрезмерно расширенной грудной клетки и положение мускулов бедра не противоречат медленной смерти через распятие, при которой жертва должна опираться на пробитые ноги и приподниматься, чтобы сделать каждый вздох

Обильные ручейки пота, нестерпимая жажда, пронизывающая боль, судороги в мышцах— но на Лике печать вечности и всепрощения; «Отче! прости им, ибо не знают, что делают».

День клонится к вечеру, но все испуганы неожиданной тьмой и сиянием звезд среди дня. Мертвое тело со склоненной головой неподвижно обвисло на гвоздях. Два других подают слабые признаки жизни, но, выполняя приказ, палачи грубо переламывают голени, и приговоренные бьются в последней агонии. Один из солдат берет в руку копье, с решительным видом направляется к центральному кресту:.. Резкий удар... Наше скорбное повествование получает новые подробности. Ясно видно различие между пятнами крови, вытекшей из ран живого Страдальца, - например, на лбу, где отпечаталось ее извилистое течение, — и кровью из бока, истекшей струей после Его кончины…(Кровь, вытекшая после смерти при снятии с креста и выдергивании гвоздей, истекла с выделением сукровицы).

 Чем дальше, тем более торжественным и страшным становится наше повествование. С правой стороны, между пятым и шестым ребрами, па теле есть овальный прокол размером приблизительно 4,5 на 1,5 см, причиненный острым колющим предметом. Из обширной раны кровь текла вниз, а затем обратно - это свершилось при укладывании тела в горизонтальном положении...

Все авторитетные ученые согласны с тем, что рану нанесли после смерти. Они исходят из того обстоятельства, что вытекло небольшое количество вязкой, свертывающейся крови и произошло отделение сгустков крови от сукровицы. Обращает на себя внимание и следующее обстоятельство. Сгустки крови смешаны с потоком околосердечной воды из перикардия  (Judica-Cordiglia, G. 1961. La Sindone. Padua: Lice; и; Barbet, Pierre. 1963. A Doctor at Calvary. New York: Image). Однако в перикардии жидкости слишком мало — 20—30 кубических сантиметров. Поэтому появление «истекшей воды» может быть связано с бичеванием и повреждениями груди. За счет жестоких травм и последующего страдания на кресте в плевральной области скопилось значительное количество крови. Она разделилась на составляющие, и тяжелые фракции опустились вниз. При прободении копьем обе жидкости должны были истечь. Кровь и вода — густая фракция крови, а затем легкая…

Как ни удивительно, но свидетельство плащаницы о стороне тела, в которую римские воины обычно наносили удар копьем, совершенно верно. В комментариях Юлия Цезаря слова «открытая сторона» всегда означают правую сторону тела как сторону не защищенную щитом. Легионеры специально тренировались наносить смертельные ранения в сердце именно с этой стороны, где оно оставалось без прикрытия. (Струя крови от ранения копьем, очень обильная, имеет идеально натуральное очертание, она дала ясный отпечаток на плащанице. Подробное исследова­ние этой области показывает различие в интенсивности окраски пятна из-за присутствия двух типов жидкостей. Кровь текла вниз без разбрызгивания, как если бы она истекала из артерии живого человека).

Глубоко задумаемся: Того, Чье тело отпечаталось на ткани плащаницы, осудили на смерть, подвергли жесточайшему бичеванию, и приговор был приведен в исполнение с помощью креста. После смерти Распятого Ему нанесли удар копьем, сняли и погребли в большом полотне — плащанице, которую ныне называют Туринской. Этот способ умерщвления можно классифицировать как убийство по приговору суда. Напоминаем: Вы узнали вывод ученых…

 Научное исследование Туринского полотна началось в Сорбонне в 1900 г. На заре XX века профессор сравнительной анатомии Ив Делаже привел доводы в пользу того, что изображение безупречно до мельчайших подробностей. Характерные особенности суровой смерти, истязаний плетью, ран, потоков крови показывали, что отпечатки являются отражением неизвестного науке процесса, который запечатлел на ткани цветное, негативное, анатомически правильное изображение замученного на кресте, а затем погребенного в этой льняной ткани Человека. Позднейшие медицинские исследования упрочили мнение французского врача... В тридцатых годах нашего столетия — Хайнек в 1936 и Винон в 1939; в сороковых — Меддер в 1949; в пятидесятых и шестидесятых — Казелли в 1950, Ла Кава в 1953, Юди| ка-Кордиглия в 1961 и в особенности Барбе в 1963,— представили неоспоримые доказательства подлинности плащаницы. Дальнейшие изыскания Баклина в 1970 г., Уиллиса, Уилсона и Камерона в 1978 г., так же труды Зугибе, описанные в работе Мерфи 1981 г., только укрепили ученых в правильности выводов

 Вдумайтесь: мы не описываем картину известного живописца или творчество литератора — мы читаем научный рассказ про отпечатки на плащанице, касаемся уникального изображения, бережно собираем детали распятия за нас.

 Макс Фрай разработал уникальную методику для анализа под микроскопом мельчайших частиц, собираемых с изучаемого предмета при помощи липкой ленты. Когда на время краткого показа плащаницы в 1973 г. его пригласили в Турин, он снял с ее поверхности 12 выборок пыльцы. При просмотре липкой ленты под микроскопом ошеломленный Фрай увидел множество зернышек пыльцы, но не смог идентифицировать большую часть из них, потому что такие растения не произрастают в Европе. Это его озадачило, и он сделал 7 поездок на Ближний Восток, чтобы получить экземпляры цветов и пыльцу растений, которые растут в тех местах. В конечном счете он смог определить 48 видов пыльцы растений, из которых большинство произрастают на Ближнем Востоке.

После работ маститого ученого на Туринскую плащаницу взглянули даже самые строгие скептики. Такого никто не мог ожидать! В наибольшем количестве на полотне обнаружена пыльца типично палестинских видов. Воодушевившись столь потрясающим результатом, доктор Фрай на следующей выставке в 1978 г. снял с помощью липких лент пыльцу почти со всей поверхности плащаницы и установил, что на ней оставили следы 49 различных видов растений. Из них 13 видов произрастают только в районе пустыни Негев и в области Мертвого моря, 20 видов кроме того — в степных районах юго-западной Турции и северной Сирии, а также в районе Стамбула, 16 видов относятся к растениям, произрастающим в различных местах, в том числе Европе. Таким образом, доктор Фрай научно установил, что Туринская плащаница находилась в прямом контакте с окружающей средой в древней Палестине, на территории древней Эдессы

 

Рассказ о Туринской плащанице — очень нелегкий труд. С одной стороны, мы должны поведать слушателям обо всех ее особенностях, с другой стороны, проявить щепетильность при обсуждении некоторых вопросов. Будем аккуратны! У нашего повествования есть тема, при раскрытии которой следует говорить предельно осторожно. Мы дотронемся до очень деликатной, но на редкость важной области исследования: мы прикоснемся к кровавым следам, облик которых способен привести в благоговейный трепет…

Полностью>>

 

Домашняя ] Вверх ] Слияние в Лик ] Благодатный Огонь ] Фавор ] Вспять ] Чаша ]