" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

 

ГЛАВА 1. ФУНДАМЕНТ       Авраам и его взгляды

 

Пожалуйста, сосредоточьтесь, сейчас последует очень важная часть Корана — рассказ о родстве трех религий — христианской, иудейской и мусульманской. Они называются «аврамическими», потому что родоначальником их был Авраам (арабск. Ибрагим). Это было 4000 лет назад. Согласно мусульманской традиции, тогда уже существовала Кааба, о которой упоминалось раньше. Это здание не совсем кубической формы, со сторонами 10 и 12 м, высотой 15 м (в те времена его высота была 4,5 м), было «молельным домом» идолопоклонников. Там располагались идолы — в виде каменных скульптур и изображений на стенах. Сейчас Кааба находится в центре так называемой Запретной мечети в Мекке. Эта мечеть вмещает одновременно миллион человек, в ней действует семь эскалаторов, множество кондиционеров поддерживают микроклимат. Сюда мусульмане и совершают хадж — паломничество.

Согласно мусульманской традиции, первым, кто «изгнал» идолов из Каабы, был Авраам. Он был не иудеем, не христианином, не мусульманином. В те времена правдоискателей — людей, размышляющих о том, что нами управляет, как рождается человек, в чем смысл жизни, короче говоря, философов — называли ханифами. Так вот, Авраам, согласно мусульманским взглядам, был ханифом. Размышления привели его к тому, что в один прекрасный день он, тогда еще молодой человек, разбил каменные изваяния, на которые молилось его племя. Совершив такое, на взгляд язычников, святотатство, он пошел к своему отцу Азару и сказал: как можно молиться этим идолам? Я их разбил, а они не сумели защитить себя.

Племя во главе с отцом Авраама решило сжечь «грешника». Разожгли огромный костер и бросили его в огонь. Но по велению Аллаха его спас ангел Гавриил. Авраам и считается в Коране родоначальником единобожия — монотеизма, в отличие от политеизма — многобожия. От него произошли христиане, иудеи и мусульмане. Апологеты ислама утверждают, что он молился Аллаху, как, впрочем, и Иисус…

Господь задал Ибрагиму множество вопросов, оценил ответы, затем сказал: Я сделаю тебя духовным лидером.

Бог решил: Кааба в городе Мекке станет местом для богослужения. Затем приказал Ибрагиму и его сыну Исмаилу (О семействе Авраама — чуть позже): подготовьте этот дом для совершающих обход (Паломники совершают семикратный обход вокруг Каабы. Людской поток настолько силен, что полицейские, охраняющие Каабу, привязываются к его стенам мягкими ремнями, которые, в случае необходимости, быстро можно отстегнуть), для паломников.

Ибрагим к Аллаху обратился с просьбой: Господи, сделай этот город безопасным, даруй его жителям плоды земли — тем, кто верует во Всевышнего и в судный день. Бог ответил: тем, кто не верует, я тоже дам всё это, но ненадолго,

Когда Кааба была по велению Аллаха подготовлена, Ибрагим и Исмаил обратились к Богу: прими, о Господи, этот дом, укажи нам обряды поклонения, сотвори общину — из нас, предавшихся Тебе, и из нашего потомства, избери Своего посланника, который прочтёт потомкам нашим Твои знамения, научит мудрости и Твоим писаниям, избавь наши души от греха.

Кто отвратится от уроков Ибрагима, кроме глупцов? Мы избрали его пророком в ближней жизни, а в дальней он будет среди праведников. И вот сказал Всевышний Ибрагиму: будь предан! Ибрагим ответил: я предан Господу миров.

Ибрагим свои взгляды передал потомкам, а внук его Йакуб (Яков) завещал сыновьям своим: Господь избрал для вас религию, успейте же до конца своей жизни стать покорными (Т.е., мусульманами. Мусульманин — покорный Богу). Когда пришла к Йакубу смерть, он спросил у сыновей: я ухожу, кому впредь вы поклоняться будете? Они ответили: будем поклоняться Богу твоему — единому Аллаху, которому поклонялись Ибрагим, Исхак (Исаак) и Исмаил.

Авраам и родословная мусульман

Напоминаем читателю, что мы рассказываем о мусульманской версии тех давних событий. Авраам был женат на женщине по имени Сараи (Сара, потом Бог назвал ее Саррой, а Аврама — Авраамом), но у них не было детей. В то время люди жили гораздо дольше, чем мы. Авраам, скажем, умер в 175 лет. Дожив, по нашим меркам, до глубокой старости — ему было 86 лет, а жене 73, задумался: кто же будет им наследником и продолжателем его дела — а был он, если вы помните, первым монотеистом, единобожником. Погоревал в одиночестве, а потом посвятил в свои горькие думы Сарру. А у той была служанка Агарь, которую они вывезли из Египта во время своих странствий.

Супруги, ради того, чтобы оставить после себя потомство, пришли к нетривиальному решению. Сарра, плача, сказала: что же мне делать, если я оказалась бесплодной, давай поступим так: Агарь верна нам, мы ее давно знаем, стала нам как родная. К тому же, умна и красива. Возьми ее второй женой, пусть она, Авраам, забеременеет от тебя. Авраам смущенно посмотрел на Сарру, взял ее за руку и нежно поцеловал в голову. И сказал: какая же ты у меня мудрая.

«И взяла Сара, жена Аврамова, служанку свою, египтянку Агарь… и дала её Авраму, мужу своему, в жену. Он вошёл к Агари, и она зачала…» (Бытие, 16: 3,4). Спустя тринадцать лет Бог обратился к Авраму: «Вот завет Мой с тобою: ты будешь отцом множества народов» (Бытие, 17: 4). Заметьте, что Бог говорит не о «народе», но о «народах». При этой встрече Господь также сказал об Исмаиле — сыне Авраама, которую родила Агарь: «Я благословлю его и весьма, весьма размножу; двенадцать князей родятся от него; и Я произведу от него великий народ». (Бытие, 17: 20).

По всякому можно оценивать подвиг Сарры. Она оставила след в истории еврейского народа, как мать всех женщин. И сейчас не мешало бы нашим женщинам брать с нее пример. Она всегда была лидером в семье, но никто, даже Авраам, этого не замечал. Сарра была с виду покорной и тихой, к мужу обращалась, называя его «мой господин». Однако, незаметно для окружающих, фактически руководила семьей. Прежде всего, она берегла самолюбие своего мужа, и никогда, никаким намеком, не показывала своего лидерства. Гораздо было бы меньше у нас разводов и больше детей, если бы женщины чаще вспоминали Сарру.

Потом, через 13 лет, когда ей станет 86 лет, а Аврааму — 99, она родит и своего ребенка — Исаака. Долгожданное материнство меняет ее характер не в лучшую сторону. Да и Агарь, судя по Библии, вела себя не очень скромно. Сарра устраивает скандал Аврааму за Агарь, — он, видно, заходил к ней в спальню не только для воспроизводства рода, — и требует изгнать ее вместе с Исмаилом. Сердце Авраама разрывается между Агарь и Исмаилом, с одной стороны, Саррой и Исааком — с другой. Тем не менее, он выполняет волю жены. Бессердечность Авраама и Сарры изумляют: мать и ребенка выгоняют в пустыню, в район Мекки. Города на этом месте не было — он возник потом.

Так и получилось, что Авраам дал миру Исмаила — родоначальника мусульман, и Исаака — родоначальника иудеев. Иудеи, впрочем, отвергают эту версию, и считают, что Исмаил (ивр. Ишмаэль) к мусульманам никакого отношения не имеет.

Итак, Бог сказал об Исмаиле: «Я произведу от него великий народ». «…И он вырос, и стал жить в пустыне; и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли Египетской». (Бытие, 21: 20‑21). Далее Библия перечисляет имена сыновей Измаиловых, и говорит: «Сии суть сыны Измаиловы, и сии имена их, в селениях их, в кочевьях их. Это двенадцать князей племен их». (Бытие, 25: 16).

Согласно книге «Бытие», была у Исмаила, кроме сыновей, и дочь по имени Махалафа, на которой женился Исав, первенец Исаака, которого тот лишил благословения и наследства из‑за… Но не будем углубляться в эту скандальную историю. Главное — что Исав и Махалафа своим браком еще раз соединили рода братьев — Исаака и Исмаила.

Отношение ислама к Аврааму и к родству мусульман с иудеями выражается очередным отрывком из второй суры Корана:

Каждому народу воздастся то, что заслужил — вам то, что вы приобрели, им то, что приобрели они. У них не спросится за вас, у вас не спросится за них.

Вам скажут: будьте иудеями или христианами — это верный путь. Скажи таким, посланник: я предан общине Ибрагима. Он не был многобожником, он верил в Господа, в Него и мы верим. Мы поклоняемся им всем и их писаниям — Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу, Мусе, Исе (Аврааму, Исмаилу, Исааку, Якову, Моисею, Иисусу Христу). Мы не делаем различий между ними и предаёмся единому Аллаху.

Примиряющая идея: «чужие» пророки

Согласно мусульманской традиции, Бог избрал пророками, которые увещевали человечество с целью обратить его в истинную веру, многих достойных людей. Мусульмане называют имена Ноя, Авраама, Лота, Иакова, Иосифа, Иисуса, Иоанна Крестителя, Моисея, Худа, Салиха, Исмаила, Шуайба, Мохаммеда и многих других. И ко всем, независимо от вероисповедания и национальности — Коран велит проявлять одинаковое уважение. В дальнейшем вы прочитаете в Коране трогательные истории о Марии, Иисусе, Моисее.

Это и есть та «примиряющая» идея, которая была заложена в исламе. Если бы человечество, действительно, пошло по пути уважения «чужих» пророков, то избежало бы многих территориальных конфликтов, кровавых войн. Трудно даже представить, какая была бы благодать на Земле. Ислам теоретически высказал идею об общности аврамических религий, о взаимотерпимости. Это было новаторство.

В Коране есть такие строки (здесь — в переводе М. — Н.Османова):

«Если вступаете в споры с людьми Писания, то приводите им наилучшие доводы. И не спорьте с теми из них, которые бесчинствуют. Говорите: мы уверовали в то, что ниспослано нам (т. е. в Коран) и что ниспослано вам (т. е. в Библию). Наш Бог и ваш Бог — один и тот же, и Мы предаемся Ему» (29: 46).

«Скажи (Мохаммед): вы, неверные! Я не поклоняюсь тому, чему вы поклоняетесь, а вы не поклоняетесь тому, чему я поклоняюсь. Я ведь не поклонюсь тому, чему вы поклонялись, и вы не поклонитесь тому, чему я поклоняюсь. Вам — ваша вера, мне же — моя вера!» (109: 1 ‑6).

Как видим — плюрализм в религиях. И в то же время читаем:

«О, вы, которые уверовали! Не дружите с иудеями и христианами: они дружат между собой. Если же кто‑либо из вас дружит с ними, то он сам из них» (5: 51).

«Иудеи утверждали: Узайр (Объяснение — чуть позже) — сын Аллаха. Христиане утверждали: Мессия — сын Аллаха. Но это — всего лишь словеса, изреченные их устами, напоминающие слова не уверовавших раньше них. Да поразит их Аллах! Сколь далеки они от истины» (9: 30).

Ортодоксальные мусульмане с гордостью говорят, что в Коране нет противоречий. Но что же вынудило Создателя изменить отношение к иудеям и христианам, перейти от лояльности, терпимости к призыву «Да поразит их Аллах»? Нет, конечно, Господь, создавший всех людей, не мог вести людей к нетерпимости, взаимному презрению. Да и Господу ли принадлежат слова «Да поразит их Аллах»? Уж, если бы Он хотел «наказать» христиан и иудеев, то сказал бы: «Я поражу их!». Так что, это не слова Самого Аллаха. Кому же? Нам остается только утверждать: ошибка принадлежит не Аллаху, а передатчику Его слов — пророку Мохаммеду.

Посмотрим, когда появились эти суры. И тут мы находим ключ к отгадке: суры 29 и 109, проповедовавшие толерантное отношение к людям других религий, прочтены Мохаммедом в Мекке, до переселения в Медину, а суры 5 и 9 с резко изменившимся отношением — в Медине, после переселения.

Так что же сделало переселение с Мохаммедом, что заставило его изменить своим первоначальным взглядам, поломать ценное «примирительное» начало своей, только родившейся, религии?

В Медине человек, который в Мекке был гонимым проповедником, станет властителем — главой мусульманской общины, затем — властителем всей Медины, потом ‑ почти всего Аравийского полуострова. У него появятся золото, женщины, власть. Отсюда — и перемена взглядов. Мало кого не сломали бы эти, новые возможности. Его — сломало. Разве вы в своей жизни не встречались с таким явлением, когда власть и деньги портят человека? Все предельно очевидно.

Аллах, как видим, открыл путь к взаимопониманию и мирному сосуществованию религий и народов. Но этот объединительный дух слова Божьего своими руками разрушит сам мусульманский пророк Мохаммед. И мир пойдет не тем путем, который продиктовал Всевышний. Пойдет тропой войны, тогда как Бог установил путь мира.

Аллах диктовал одно, а Мохаммед говорил и делал другое. При этом считал себя правым и непогрешимым. А «аксиому» о своей непогрешимости, чтобы никто не сомневался, даже ввел в Коран, в 48‑ю суру, об этом мы еще поговорим. Интересно, что мусульмане при утверждении непогрешимости Мохаммеда ссылаются именно на эту суру: видите — он был непогрешим. Но ведь он сам и ввел это положение в Коран! Но ортодоксальный мусульманин будет неустанно повторять: нет, Мохаммед был безгрешен, и все слова Корана, с самого первого до самого последнего — это слова Аллаха, не Мохаммеда, а пророк только смиренно повторял их.

Есть у думающего мусульманина еще один, неопровержимый, довод: в суре 33 говорится:

«Отныне тебе не дозволено жениться на др., кроме невольниц, даже если их красота поразит тебя».

Время прочтения этой суры Мохаммедом — это время так называемой «окопной войны», время женитьбы на бывшей жене своего приемного сына Зейда. 628‑й год. Но после этого он женится еще на трех женщинах, сам же нарушая завет Корана. Это ли не грех? И вообще, могут ли быть безгрешные люди? Тут ортодоксу ничего не остается, как взяться за меч и поразить «еретика»…

Результат перед вами — стоит только включить телевизор, или взять в руки газету.

Возвращаемся ко второй суре.

…Если кто‑то думает так, как ты, посланник, — он на прямом пути, если же разойдётся — Бог избавит тебя от них. Разве были Ибрагим, Исмаил, Исхак, Йакуб, их дети, внуки — иудеями или христианами? Над ними был единый Бог. Таково свидетельство Аллаха, не говорить об этом — великий грех.

Глупцы зададут вопрос: почему вы поменяли киблу — направление, куда при молитве обращено лицо? Ответь, посланник: Аллаху принадлежит восток и запад, и только Он избрать достоин киблу, назвать ее посланникам, те — своей общине, община — всем. Я киблу поменял не просто так — пожелал узнать, кто из вас покорен Богу, а кто ропщет.

Заметки на полях:  на самом деле было немного не так. Кибла — направление лица молящегося — поменялась в то время, когда Мохаммед начал конфликтовать с мединскими евреями. Проповедуя родство с иудеями и христианами, Мохаммед вначале велел своим сподвижникам совершать намаз, направляя лицо к священному городу Иерусалиму. Но затем, вместе с размежеванием с этими религиями, решил сделать киблой Мекку. С этого момента мусульмане при молитве кланялись главному святилищу идолопоклонников — Каабе. При этом гневно отвергая многобожие, идолопоклонство. Это было нелогично.

Я вижу, как поворачивается твое лицо по направлению киблы. Я обращаю тебя лицом к святой мечети, которая в Мекке — запретной для греха. Запретная мечеть — вот кибла для тебя. Пусть у каждого своя будет кибла. Стремитесь опередить друг друга творением добрых дел, и тогда Аллах сведёт всех вместе.

О тех, кто лишился жизни на пути Аллаха — не думай, что они мертвы. Нет, они живы, если даже не видны.

Заметки на полях:  Мы видим первый намек на учение о шахидах — людях, павших во имя веры. Еще при жизни Мохаммеда так будут называть даже тех, кто погиб во время разбойного нападения на торговые караваны. Таковыми сейчас считают и тех, кто гибнет в результате самоубийства, запрещенного Аллахом, и тянет за собой на тот свет мирных людей.

Порой Господь испытывает вас страхом, голодом и бедностью. Но разумный понимает, что это испытание от Бога. Терпеливым — тем, кто уповает на Аллаха — благословение от Господа и милость.

Два холма в Мекке — Ас‑Сафа и Ал‑Маруа — это обрядовые знамения Аллаха, и тот паломник, что, совершая хадж, воздает молитву и обходит их — тот избавлен от греха. Тот, кто совершает этот путь — пусть знает, что Аллах воздаст ему.

Источник Земзем и море палаток в долине Мина

Однако, продолжим повествование об Аврааме и его семействе.

Итак, Агарь остается в пустыне одна с маленьким Исмаилом. Немного воды, немного еды. Скоро эти запасы кончаются, и ребенок просит пить. Агарь, как может, отвлекает его, но, наконец, понимает, что помощи ждать неоткуда, оставляет Исмаила и идет искать воду. Но где ее найдешь? Семь раз она пробегает между холмами Ас‑Сафа и Ал‑Маруа, но не находит даже небольшого источника воды. Она решает не идти к Исмаилу, потому что не сможет перенести смерти собственного ребенка. Она сидит на камне, плачет, тихонько подвывая, потом, не помня себя, идет в ту сторону, где оставила Исмаила.

Но что это? Она подходит и видит: перед Исмаилом бьет фонтан воды, а он радостно плещется, мокрый с ног до головы. Агарь плачет и смеется, смеется и плачет одновременно. Она берет на руки маленького Исмаила, обнимает его, прижимает к себе, потом пьет сама. И видит вдали длинный караван, идущий в их сторону. Люди спешиваются с верблюдов и спрашивают, откуда взялся этот источник, раньше его здесь не было. Исмаил будто понимает, что они хотят узнать, и топает ножкой по луже. Агарь догадывается: Исмаил, оставшись один, точно так же топал ножкой, благодаря чему и открылся источник.

Бедуины становятся на привал и раскидывают палатки вокруг источника. Потом обкладывают его камнями, втыкают рядом шест, чтобы каждый мог увидеть издалека и напиться. Агарь выходит утром из палатки, которую отвели ей с ребенком, и не узнает долину Мина. Прежде унылая и однообразная, с выцветшим на солнце песком от края до края, теперь эта долина расцвечена всеми цветами радуги. Разноцветные палатки оживили пустыню.

Бедуины собираются в путь, они забирают ребенка и его мать, чтобы потом вернуться и разбить здесь, рядом с источником, город. Так и оказывается спасенным будущее мусульманство.

Добавим, что мусульмане, совершая паломничество в Мекку, должны, имитируя страдания Агарь, пробежать между холмами Ас‑Сафа и Ал‑Маруа семь раз.

Ваш Бог един — и нет другого божества над вами. Великие творения Аллаха — перед вашими глазами. Это земля и небеса, это превращение ночи в день, и дня обратно в ночь, это облака и ветер, это дождь, что оживляет землю, это животные и травы, и даже судно, что плывет по морю. Всё это создано Аллахом.

Но есть такие люди, что поклоняются божкам, сотворённым руками человека. Не простит Аллах таких людей в тот день, когда настанет суд. В этот день рукотворные божки забудут вас и бросят на произвол судьбы. Тогда вы, несомненно, скажете: Господи, дай нам шанс начать сначала, забыть этих идолов, как они забыли нас. Но поздно — огонь перед лицом того, кто предал Бога.

Заметки на полях:  идолы, в понимании Корана, — это не только каменные изваяния божков. Они находятся еще и в нас самих — это те страсти, которым мы поклоняемся, как богам — тяга к одурманивающим средствам, секс, горделивость, чванство, высокомерие, ложь, азартные игры, люди‑кумиры. Если человек покоряется своим страстям, если не в силах от них отказаться — его ждут боль, сожаление и разочарование при жизни, ну а в той жизни они попадут в ад. Мусульманам надо чаще вспоминать об этом, не относясь к Мохаммеду, как к идолу, непогрешимому кумиру. Хотя бы вспомнив его высказывание, в котором он сравнил себя с библейским Ионой. Он сказал: тот, кто считает его, Мохаммеда, лучше Ионы — тот лжет. А история Ионы такова: он не послушался Бога и был за это Им наказан.

О люди, ешьте только то, что вам советует Аллах, не поддавайтесь сатане, поверьте — тот недруг вам. Он подсказывает вам только мерзость, внушает отвернуться от Аллаха. Господь не так уж много запрещает: не ешь мертвечину, кровь не пей, от свинины откажись, а также от животных, которых убивают без благословения. Но если кто‑то съесть это вынужден, чтобы выжить — того Бог простит, Он милостив.

Если скажут: следуйте за Богом, а вы всю жизнь ступали за отцом, — задумайтесь: может, он был неправ и жил всю жизнь в ошибках?

Благочестие состоит не только в том, чтобы совершать молитвы, верно обратясь лицом по кибле. Благочестие — это искренняя вера в Бога и в судный день, в ангелов и Моих посланников, в Коран, который перед вами; доброта к родным и близким, к сиротам, беднякам и путникам, воздаяние им. Благочестие в твоем терпении в дни несчастий и сражений, в твоей правдивости и богобоязненности.

Заметки на полях:  можно только преклоняться перед этими словами. Но потом, вспомнив деяния человека, который произносил эти слова, противоположные изречения Корана, теряешься и думаешь: так ислам — это религия добра и мира, или зла и ненависти? Каждый в Коране находит то, что удовлетворяет его взглядам: злой — злое, добрый — доброе. К этому универсализму Корана мы еще вернемся.

О люди! Предписываю вам возмездие за убитых: свободный — за свободного, раб — за раба, женщина — за женщину. Тот же, кому будет прощено — должен следовать обычаю и возместить свой грех имуществом. Это говорится вам для облегчения жизни. Не преступайте сказанного. Закон возмездия нужен, чтобы помыслы убийцы остановить и сохранить того, кого хотят убить.

О люди! Предписываю вам, когда предстанет смерть — оставьте завещание родным и близким. Оно должно быть честным и разумным. Если живые хоть слово поменяют в завещании — на них огромный грех. Но если есть опасение, что завещатель несправедлив, или отдаёт средства на грех — восстановите мир между сторонами.

О люди! Предписываю вам пост на отсчитанные дни. А если вы больны или в пути, переложите пост на другое время. Если пост вам трудно выполнить — то выкуп: накормите бедняка. Не грех поститься больший срок — поверьте, от этого вам только польза.

О люди! Коран — руководство для людей и освещение пути — вам посылаю Я в месяц рамадан (название одного из двенадцати месяцев лунного календаря). Предписываю пост весь этот месяц. Но если кто‑то болен в это время или находится в пути — можно перенести на другие дни, пост этот примет Бог. Аллах не желает создавать вам трудностей, будьте благодарны.

Близость с жёнами в ночь поста разрешена, будьте одеяниями друг для друга. Можно прикасаться к ним все ночи рамадана. Так лучше, чем обманывать себя. Запрет в дни паломничества. Позволяю есть в ночь поста и пить, пока заря не осветит настолько, чтобы белую нить не посчитали черной. Затем до ночи пост и воздержание от прикасаний.

О люди! Предписываю не транжирить заработанное трудами, не присваивать чужое, не отдавать средства на взятки судьям с целью захватить имущество другого. В дома чужие заходите, не таясь, не с тыльной стороны. Если задумали дурное — побойтесь Бога.

Дуализм ислама

Мы уже говорили, что Коран производит двойственное впечатление: многие слова и мысли гуманны, мудры, и тут же — кровь за кровь, зуб за зуб… Уважение к «чужим» пророкам — и тут же упрек тем, кто остается христианином или иудеем, а не обращается в ислам. Это и есть два почерка в Коране, и мы подробно остановимся на этом в следующих главах.

История становления мусульманской религии имеет одну особенность. Это бои, которые сопровождали рождение ислама. Тут был и объективный фактор — племя курайш, которое первым услышало проповеди посланника Мохаммеда, восприняло их зло, с откровенной враждебностью. Это роднит Мохаммеда с Иисусом. Но на этом сходство заканчивается. Иисус не был главой государства, он был выразителем новой религии, и только. Мохаммед же являлся и посланником Аллаха, и одновременно политическим лидером. Этим и объясняется дуализм мусульманства. Мохаммед получал с неба гуманные наставления, но быть на деле гуманным он не хотел — он строил государство, и строил его с помощью меча и огня.

Племя курайш, которое населяло Мекку и поклонялось идолам, изгнало Мохаммеда и его учеников из города. Началась серия битв мусульман за справедливость и добычу. А через восемь лет Мекка стала мусульманским городом.

Во многих местах Корана рассыпаны законы ведения боя, правила ограбления торговых караванов, законы воинской чести, как их понимал Мохаммед. Маршал Жуков в конце 30‑х годов заказал Ленинградскому институту востоковедения перевод таких мест из Корана. Эта работа была выполнена и предоставлена маршалу. Нашел ли он ответы на свои вопросы — неизвестно.

Сражайся на пути Аллаха с теми, кто сражается против тебя, но знай, что в каждом деле есть границы — Аллах не любит преступающих. Изгоняйте своих врагов оттуда, откуда изгнали вас. Простить врагу изгнание — значит родить соблазн у нечестивцев.

Убивайте многобожников, где бы вы их ни встретили, изгоняйте их оттуда, откуда они вас изгнали. Сражение близ мечети, названной Запретной — грех. Однако, если враг навяжет бой — беритесь за оружие и вы. Если враг отступит — отступите. Нельзя сражаться в месяцы запретные (Три месяца в году), но если враг поднял оружие тогда, когда нельзя — запрет с вас снят. Не бросайтесь навстречу гибели. Но и не сдавайтесь многобожникам. Добро творите — и Бог станет на вашу сторону.

Стремись совершить паломничество в Мекку, но если что‑то помешает — принеси пожертвование (жертвенные животные) в угоду Богу. Не брейтесь, не стригитесь, пока пожертвование не достигнет места. Но если вы вынуждены бриться, то выкуп — пост или милостыня беднякам. Пост три дня во время хаджа, и семь после возвращения — вот полных десять дней поста в угоду Богу.

Совершайте хадж (паломничество в Мекку) тогда, когда Я разрешаю (в месяц Зуль‑Хиджа). Во время хаджа нет женщин для тебя, нет препирательства и ссор. Езжай с запасами, чтобы не просить на пропитание. Милости у Господа искать торговлей — разрешаю.

Когда вы спуститесь с горы по названию Арафат, когда путь приведет к равнине, где молитву Богу читал пророк — ему принесите благодарность. За то, что он вывел свой народ из заблуждения к истине. Затем, совершая шествие плечом к плечу с собратьями, просите у Аллаха снять грехи. Во время хаджа, если вы искренни, Бог простит.

По завершении обрядов воздайте хвалу Аллаху. При этом иные просят щедрости Аллаха в ближней жизни. Что ж, пусть не надеются тогда на милость в дальней. Умнее те, что говорят: даруй, Господь, добро нам в этом мире, спаси от мук в грядущем.

Среди людей есть и такой: его речь о жизни и вере в Бога всех восторгает. Он призывает Бога стать свидетелем его высоких чувств. Он переспорит каждого, он красноречив. Но там, где надо не говорить, а делать — он посевы губит, губит род людской. Бесчестен он, таких Аллах не жалует и не жалеет. Таких ждет ад.

И, наконец, есть люди, считающие себя рабами Бога — они честны и искренни, они говорят, что думают, и думают, как говорят. Господь благоволит своим рабам.

О, люди! Ислам принимайте целиком, а не частями, будьте покорны перед Богом, не вступайте в сделки с сатаной — он враг. Если же на жизненном пути споткнулись где‑то — Аллах велик и мудр, Он всё рассудит. Все дела людей вернутся к Богу в судный день для рассмотрения.

Жизнь того, кто не пылает верой, полна соблазнов. Он купается в своих грехах и издевается над верующим. Но на суде и после — выше будут те, что боялись Бога, и жизнь прожили без разврата и греха.

Когда‑то люди жили одной общиной. Послал Аллах к ним вестников — пророков с писанием от себя, чтоб разъяснить, кто в чём не прав. Разногласия — там, где между людьми поселились злоба, зависть, несправедливость. А остальных Господь ведёт к прямой дороге. Но было бы великим заблуждением полагать, что верующего минуют беды, потрясения — увы, это не так. От испытаний ты не избавлен.

Коран как образ жизни

Востоковед Л.И.Климович в своем исследовании «Книга о Коране» говорит: «История, как известно, преподносит людям порой немало неожиданных уроков. В их числе и тот, что Коран, с начала сложения которого прошло почти 14 веков, и в наши дни в ряде стран сохраняет значение не только как исторический и религиозный памятник, но и как произведение широкого социального смысла. В странах, где ислам — государственная религия, из положений Корана исходят многие правовые нормы, законодательство — шариат, на Коране присягают и дают клятвы, нарушение которых признается тягчайшим грехом, преступлением. Изучение Корана и его толкований (тафсир) является одним из профилирующих предметов многих учебных заведений в таких странах, как Пакистан, Иран, Саудовская Аравия».

Явление, о котором говорит Л.И.Климович, произошло неспроста. Коран содержит много назиданий, но еще и огромное число чисто практических уроков: скажем, как относиться к завещанию, браку, разводу, даже к жене в дни недомоганий. Пожалуй, такого обсуждения вопросов реальной жизни нет в других религиозных писаниях. Поэтому Коран и положил начало исламской юриспруденции и основам жизни общества в мусульманских странах. Другой вопрос — хорошо это или плохо.

Мохаммед начал читать свои проповеди в Мекке — городе идолопоклонников. Они его изгнали из города. Потом произошел ряд боев между идолопоклонниками и мусульманами. Поэтому в Коране много назиданий, как себя вести с «многобожниками», как резать и убивать. Священная книга называет их неверными, иногда безбожниками. Теперь, когда нас уже не окружают поселения идолопоклонников, эти назидания, казалось бы, потеряли смысл. Однако последователи Мохаммеда применяют эту, может, когда‑то справедливую, ненависть — к другим верованиям и народам: идолопоклонников нет — найдем себе других врагов. Дело доходит даже до того, что догмат христианства о Троице расценивается, как многобожие. Неверный — это любой человек, кто не принял мусульманскую веру. И даже мусульманин, который отошел от исламистских воззрений.

Мир изменился, но привитая Мохаммедом агрессия направляется в любое подходящее русло. Ортодоксы требуют от мусульман во всем подражать Мохаммеду. А тот в конце своей жизни воспылал ненавистью ко всем народам и племенам, не обратившимся в мусульманство. По одной из версий предсмертного часа пророка, он сказал: не быть на земле другим религиям. Забыв изречение Корана, что «нет в религии принуждения». Следствия ужасны. Если в цивилизованных странах антисемитизм считается просто неприличным явлением, то мусульмане не стесняются открыто высказывать подобные взгляды. А на православном форуме диакона Кураева мусульмане осмеливаются выступать с доморощенной критикой христианства и с призывом обращаться в мусульманство. Но всех превзошел интернет‑сайт «коран.ру» со своей бегущей строкой «Русские люди, принимайте ислам!».

Поскольку Мохаммед требовал от каждого встречного принять ислам, ортодоксальные идеологи не считают это зазорным. Для выполнения «священной задачи» все средства, на их взгляд, хороши — судя по сообщениям прессы, в ход идут даже подкуп и шантаж.

Есть мятущиеся люди, которые ищут себя в других религиозных системах. Нет ничего страшного в том, если русский парень становится мусульманином. Но открыто и грубо призывать к этому — значит вызвать у остального мира неприятие. Этот довод исламисты «разбивают» контрдоводом: не надо обращать внимания на мнение христиан и иудеев. Такая система взглядов губительна для мусульманства.

Есть еще досадное явление, которое религиовед Юрий Тихонравов называет «экстремизмом неофитов». Многие обратившиеся в мусульманскую веру оказываются «более чем мусульманами». Иваны, Вадимы, Борисы, которые становятся Омарами, Османами и Мохаммедами, пугающе агрессивны, они «более святые, чем римский папа». Им произнести слово «джихад» ничего не стоит. Там, где интеллигентные мусульмане скромны и живут в мире с другими людьми — неофиты налетают и призывают этнических мусульман подражать Мохаммеду. Что тут скажешь — теоретики.

Люди спросят у пророка: сколько нам отдавать на помощь близким? Отвечай: то, что вы отдадите родителям и близким, сиротам, беднякам — Аллах увидит, и оценит доброту. Отдавайте на благотворительность остаток средств после удовлетворения своих необходимых нужд.

Люди спросят у пророка: предписано сражение, а кровь проливать нам ненавистно, что же делать? Отвечай: вы способны ненавидеть то, что вам во благо, любить же то, что приносит зло. Не знаете вы истины, вы слабы.

Люди спросят у пророка: сражаться ли в запретный месяц? Отвечай: сражение в запретный месяц — грех, однако есть грехи побольше: отвращать людей с пути Аллаха, не пускать в Запретную мечеть, изгонять оттуда тех, кто молится. Это больший грех, чем убиение. В безнаказанности рождается соблазн. А если враг сражается, имея цель вас отвратить от веры — знайте, что попавший в сеть неверия берёт на себя грех, достойный наказания. Поистине, те изгнанники, которые не потеряли веру, опираются на помощь Бога и Его прощение.

Люди спросят у пророка: как к вину, к азартным играм относиться? Отвечай: это — величайший грех и крохотная польза для людей. Грех гораздо больше пользы.

Люди спросят у пророка: как нам относиться к тем, что лишены отцов и матерей — к сиротам. Отвечай: свершение блага к ним Бог оценит высоко. Сирот прими как братьев. Аллах сумеет отличить того, кто творит нечестие, от того, кто делает добро.

Люди спросят у пророка о женитьбе. Отвечай: не женитесь на многобожницах, даже если они восторгают вас, пока не примут вашу веру. И не выдавайте замуж дочерей за многобожников, пока не примут истинную веру. Верующий раб — лучше многобожника. Те ведут к огню, тогда как Бог зовет вас к раю.

Люди спросят у пророка: как относиться к женщине во время месячных. Отвечай: это болезнь, не приближайся к ней, пока не прекратится. Жёны — это нива, где вы сеете семена потомства, она должна быть чистой.

Не клянитесь Богом, что вы благочестивы и богобоязненны. Аллах видит и слышит всё. Аллах не взыскивает с вас за пустословие в клятвах, но может взыскать за то, что видит в вашем сердце.

Тот, кто поклянётся к жене своей не приближаться — ему дается срок четыре месяца. Если передумает — Бог простит неисполнение клятвы. А если муж решит, что надо развестись — после развода жёны три месяца не выходят замуж. У жены нет права скрыть, что ждет ребёнка. В эти три месяца муж может вернуть супругу.

Все права и все обязанности у женщин и мужчин — одни и те же. Но у мужчины степень больше.

О правах женщин

В доисламский период отношение арабов к женщине было хуже — ислам принёс ей некоторую справедливость. Как видим, Коран декларирует равные права мужчин и женщин. В то же время «у мужчины степень больше» и, как вы увидите из дальнейшего, у мужчины есть право и побить жену, если что‑то не так. Но здесь, как и в других областях жизни, практика тесно и причудливо переплетается с теорией. Положение женщины в мусульманской семье больше зависит не от установлений Корана, а от культурного уровня мужчины и степени независимости женщины.

Многие люди представляют себе мусульманку забитым, бесправным существом. Но в наше время цивилизация генерировала женщин‑докторов наук, женщин‑полицейских, артистов, музыкантов, врачей и инженеров. В некоторых мусульманских постсоветских странах, скажем, в Азербайджане, у женщин действительно равные права с мужчинами. Положение о том, что «у мужчины степень больше» соблюдается там, куда цивилизация не проникла сквозь чащу предрассудков.

Но позвольте все же сказать защитное слово в пользу «нецивилизованности». Может ли вызвать у кого‑то симпатию девушка, которая пьет пиво из банки на виду у всех, или бросается в компании парней такими словечками, что уши вянут? Или одета так, что порой и не заметишь этого? А ведь все это — тоже плоды «цивилизации». В мусульманских странах такого не увидишь. Правда, вырвавшись из оков, оказавшись в «цивилизованных» странах, порой мусульманки своей развязностью легко превосходят аборигенок.

Развод допускается лишь дважды. После чего удержи свою жену, или отпусти её по‑доброму — без ругани и споров об имуществе. Муж должен обеспечить и бывшую жену. Подарки брать обратно — низко. Возможен выкуп со стороны жены, если ей так хочется свободы. Если развод с женой произошел и в третий раз, то бывший муж на ней жениться вновь не может. Но если она снова вышла замуж, и там произошел развод — женись, но не забудь о предписаниях Аллаха. Если произошел развод — не препятствуй соединению её с прежним мужем, если они придут к согласию.

Заметки на полях:  кроме Корана, мусульманин должен руководствоваться еще и живым примером пророка. Он выражен в толстенных сборниках хадисов — сказаний о словах и поступках пророка. Вот один случай, касающийся последнего прозвучавшего абзаца. Однажды к пророку пришла жена некоего Рифаа и сказала ему: «О посланник Аллаха, Рифаа окончательно развёлся со мной, и я вышла замуж за Абд ар‑Рахмана. Однако оказалось, что он бессилен». На это Мохаммед, немного подумав, сказал: «Может быть, ты хочешь вернуться к Рифаа? Ты не можешь сделать этого, пока не вступишь с Абд ар‑Рахманом в половую связь!». Можно предположить, что женщина ушла в недоумении.

Матери должны кормить детей два полных года. Муж или его наследник должны давать им пропитание и одежду. Никто не вправе нанести родителям обиду за их ребенка. Если родители решат раньше отнять ребенка от груди — нет на них греха. А если кормилицу позовёте — достойно оплатите её услугу.

Вдовы после смерти мужа обязаны прождать четыре месяца и десять дней, и только после этого имеют право соединять сердца с другими. Несоблюдение срока — это грех и для неё, и для её избранника. Но нет греха в намёках и речах о намерении жениться. Однако будьте сдержанны, не давайте себе воли. Жениться на вдове, минуя срок — это бесчестие. Вдову из дома, где она жила, изгнать нельзя в течение года, всё это время надлежит её кормить и одевать. Но если она сама захочет дом покинуть — её воле нельзя препятствовать.

Нет греха, если разведетесь, к жене не прикоснувшись. Но её вам нужно обеспечить согласно своему достатку. Если заключено согласие о величине подарка — платите половину, а если откажется от выкупа — не давайте. Но всё же лучше отдать обещанное, но наполовину.

Будь внимателен к совершению молитв, особо той, что после полудня. Если вы в опасности, в пути — молитесь на ходу, шагая по дороге или на скаку.

Было много тех, что покинули жилище, остерегаясь смерти. Но тысячи погибли. Знай: Аллах вернул им жизнь. Будьте же Богу благодарны. Сражайтесь на пути Аллаха — он всё видит и оценит справедливо. Тот, кто проявит щедрость на пути Аллаха — ему она во много раз умноженной вернется.

Знать среди Израилевых сынов желала, чтобы Всевышний им послал царя, и тогда, мол, они пойдут в сражение на пути Аллаха. Пророк спросил: не станет так, что вам предписано сражение, но вы не пойдете в бой? Отвечали: нет, мы изгнанники из своих жилищ, разлучены с детьми, мы сражаться будем. Ну а потом, когда Аллах сражение предписал — многие от боя уклонились.

И сказал им их пророк: вот, Аллах послал вам царём Талута (Саул). Тут же спор поднялся: а почему его, мы более достойны, у нас богатства больше. Пророк ответил: Аллах расширил его знания и плечи, Он власть даёт тому, кому желает.

Пророк добавил: Аллах пошлет знамение в подтверждение того, что поставил царём Талута — ангелы принесут ковчег, в котором знак от Бога, и то, что осталось от Мусы, Харуна (Аарон, брат Моисея, был старше его на три года) и их потомков.

И вот Талут с войсками выступил в знойную пустыню. Царь обратился к воинам: вот река, кто вдоволь выпьет из неё — это не мой солдат, а тот, кто сделает глоток — он мой. Многие напились вдоволь, от войска осталась лишь небольшая часть. Верные Талуту воины сказали: нас мало, не одолеем мы Джалута (Голиаф) с его ратью. Но те из них, кто свято верил в Бога, возражали первым: много раз случалось так, что малые войска одолевали армии.

И вот Джалута войско показалось. Верующие обратились к Богу: Господи, помоги нам одолеть неверных. Аллах услышал просьбу — Дауд убил Джалута, и враг обратился в бегство. За это даровал Аллах Дауду власть и мудрость.

Рассказывает Библия

О битве между Давидом и Голиафом говорится и в Библии.

«И собрались все старейшины Израиля, и пришли к Самуилу (пророку), и сказали ему: поставь над нами царя.

Был некто из сынов Вениамина, имя его Кис. У него был сын, имя его Саул, молодой и красивый; он от плеч своих был выше всего народа. И пропали ослицы у Киса, и сказал Кис Саулу: встань, пойди, поищи ослиц.

Когда Самуил увидел Саула, то Господь сказал ему: он будет управлять народом Моим.

И подошел Саул к Самуилу (желая узнать, где ослицы), и отвечал Самуил Саулу: не заботься, они нашлись. И сказал: вот, Господь помазывает тебя в правителя наследия Своего.

Тогда весь народ воскликнул и сказал: да живёт царь. А негодные люди говорили: ему ли спасать нас? И презрели его, но он как бы не замечал того.

Филистимляне (Народ, поселившийся в Ханаане. Место поселения филистимлян названо в Библии Пелешет (отсюда Ханаан получил название Палестина) собрали войско для войны. И выступил из стана Филистимского единоборец, по имени Голиаф, ростом он — шести локтей и пяди. И сказал Филистимлянин: дайте мне человека, и мы сразимся вдвоём.

Давид же был сын Ефрафянина из Вифлеема. И опустил Давид руку свою в сумку, и взял оттуда камень, и бросил из пращи, и поразил Филистимлянина в лоб. Филистимляне, увидев, что их силач умер, побежали» (1‑я Книга Царств, 8,10,17)

Возвращаемся ко второй суре Корана.

Если бы Аллах не сдерживал вражду людей друг к другу — земля была бы непригодна к жизни. Но Он — обладатель сдержанности. Таково Моё знамение, а ты, посланник, обязан донести его народам.

Посланники Аллаха — разные по степеням перед Всевышним. С иными Бог разговаривал Сам — например, с Мусой. Бог даровал Исе, мать которого Марйам, ясные знамения, дал дух святой, наделил терпением. Каждому — своё. Если бы желал Аллах — то люди, идущие по их пути, не воевали бы друг с другом. Но Аллаху важно, чтобы люди сами совершили выбор.

Нет божества, кроме Аллаха, который поддерживает жизнь человечества, не овладевают им ни дремота, ни сон. Ему принадлежит всё то, что на небесах и на земле. Он знает всё — и то, что было, и то, что будет, а люди получают от него те знания, которые Он дает. С Его трона видно всё, не тяготит Его охрана Своих владений.

Нет принуждения в религии. Ясно можно отличить прямой и верный путь от заблуждения. Тот, кто отказался от божков, изготовленных руками человека, и поверил в Бога — тот нашел опору в жизни. Аллах — друг верующих, он выводит их из мрака к свету. Друзьями же у неверных — рукотворные божки, что тянут к мраку.

Был тот, кто препирался с Ибрагимом — за то, что Бог дал власть ему. Ибрагим ответил: власть эта от Бога, который может жизнь забрать, а может воскресить. Спорщик возражал: и я сумею так — убить и воскресить. На что пророк сказал: да? — тогда попробуй сделать так, чтобы завтра солнце взошло бы с запада, не с востока. Смущен был тот, кто спорил с Ибрагимом.

Или взять другой пример. Некто ехал мимо погибшего селения на осле. И подумал: даже Аллах не сможет оживить дома, которые разрушены до основания. Аллах услышал и усыпил того на век, и снова воскресил. А потом спросил: сколько же ты спал? Тот ответил: день, а может, несколько часов. Аллах сказал: нет, прошло сто лет, как ты ушел, и вот — вернулся. Посмотри на свою еду: она по‑прежнему годится в пищу. Это знамение Моё для всех. Посмотри на своего осла: только кости. Сейчас они приобретут по моему велению плоть. Осёл ожил, а его хозяин понял, что Всевышний может всё.

Ибрагим просил Аллаха научить, как Он воскрешает мёртвых. Аллах сказал: возьми четырех убитых птиц и размести вон на тех горах. И позови их: они стремительно к тебе слетятся. Так и случилось.

Тот, кто щедр на пути к Аллаху, знает: подобна его щедрость тому зерну, из которого вырастают семь колосьев, и в каждом колосе — по сто зёрен. Аллах умножает то, что принесено людьми во имя Бога. Если добро от души и без обид — дарителя Бог вознаградит. Лучше речь добрая и прощение, чем подаяние не от души.

Лицемер подобен той скале, на которой — тонкий слой земли: хлынет ливень и обнажит скалу, и будто не было на ней земли. А искренние люди, которые сеют доброту, подобны саду на холме: ливень не смоет урожая — наоборот, удвоит. А если ливня нет — его заменит легкая роса. Разве хотел бы кто‑нибудь, чтоб сад его из виноградника и финиковых пальм, — когда сам стар, а дети еще малы, — сгорел в огне? Аллах передаёт вам своё знамение в виде притчи — а вы подумайте…

Заметки на полях:  Коран полон притч, многие из них с теми или иными отклонениями повторяют библейские. Можно сказать, что Мохаммед где‑то о них узнал и ввёл в Коран, а можно предположить и другое — что источник у всех Священных писаний один и тот же — Бог, потому и притчи похожи.

Сатана вас тянет к мерзости и угрожает бедностью. Аллах дарует вам прощение и милосердие, дарует мудрость, а мудрый — он уже богат. Но знают это лишь разумные.

Выполняй свои обеты, обещания. Можно открыто помощь оказать тому, кому она нужна, но если ты скроешь источник подаяния — твой поступок благороднее, он покроет зло, которое, может, ты когда‑то совершил.

На тебе, посланник, лежит обучение людей. Научи их доброте, объясни, что добрый воздаёт не бедняку — самому себе, что подаяние будет возвращено умноженным. Бедняка глупцы могут даже принять за богача, если тот не просит подаяния. Сможешь ли увидеть и понять? Ты созидай добро, и безразлично, кто перед тобой.

Всевышний запрещает давать взаймы, чтобы вернуть с лихвой, ростовщик — он тронут сатаной. Аллах разрешил торговлю и запрещает рост. Если кто‑то получает доходы без труда — пусть остановится. То, что делал раньше — ему простится, пусть сохранит накопленное. Но если соблазн велик, остановиться невозможно, ждёт огонь ростовщика.

Если вам кто‑то должен, и должнику нелегко вернуть свой долг — терпеливо ждите. А если вы простите долг — доброе деяние ваше Бог заметит.

Чтоб не было ссор и пререканий — отдавая в долг, записывайте сумму и срок возврата. Или пишет пусть писец, но честно, со слов того, кто берёт взаймы. А если ваш должник умом или здоровьем слаб — то пусть диктует родственник. В свидетели берите двух мужчин, или двух женщин и мужчину. Свидетели вам отказать не могут. Пусть свидетелям и писцам участие в твоих делах не станет в тягость. Бывает так: допустим, ты в пути, и не нашел писца. Тогда бери залог. А если доверяешь человеку — залог не нужен. В таких делах грех на того падёт, кто замыслил обмануть другого, Аллах не простит обмана.

Аллах владеет всем, что есть на небесах и на земле. Не прячьте зло в душе — Он за это взыщет. И простит, если заслуживаете прощения. И накажет — того, кого сочтёт неправым.

Уверовал посланник и мусульмане в то, что ниспослано им Аллахом. В Него, в Его ангелов и посланников, в Его писания. Потому и говорят: мы услышали и повинуемся, для нас нет различия между посланниками, к Тебе состоится наше возвращение, прости нас, Господи.

Аллах не возлагает ничего на вас такого, что было бы не под силу выполнить. О люди, повторяйте: Всевышний, не взыщи, если мы забыли что‑то или ошиблись, не возлагай чрезмерно тяжкий груз на наши плечи. Облегчи нам наши тяготы, чтобы мы могли стерпеть. Избавь нас от греха, прости нам и помилуй нас. Ты — покровитель наш, помоги нам преодолеть неверие!

Совершенствоваться не обязательно?

Что означает слово «Коран»? Это — непрерывное, напевное чтение. Одна из целей мусульман — приблизиться через слова Аллаха к Его лику. При непрерывном и вдумчивом чтении Корана вслух на языке оригинала возникает странное ощущение, что не сам читаешь Коран, а текст звучит сам по себе.

Согласитесь, человеку, обладающему многочисленными и сильными страстями, природным неверием в сверхъестественные силы, с его духом несогласия и бунтарства, нелегко было бы согласиться с идеей покорности Богу, если бы не та завораживающая сила, которая исходит от священного писания. Неспроста сейчас в мире свыше одного миллиарда мусульман.

Однако в этой религии есть еще одна черта, которая отличает ее от других религий, особенно от христианства, о котором пойдет речь в следующей суре. Это — отсутствие требования о совершенствовании человека. Если христианство требует от человека постоянного движения к любви, к терпимости и благоразумию, Коран требует лишь послушания и страха перед Аллахом.

Опытные менеджеры говорят: если набран неудачный коллектив, который не понимает единой цели, стоящей перед фирмой — работать хорошо и зарабатывать хорошо, то в менеджмент следует ввести «элемент страха» — чтобы люди боялись потерять работу, или что менеджер снизит им зарплату. Другое дело — когда коллектив подобрался удачный — каждый любит свою работу, работает на за страх, а на совесть. Тогда между менеджером и подчиненными устанавливаются комфортные отношения, и ему не приходится повышать голос или прибегать к увольнениям и штрафам.

Доисламские арабы были разделены на многие племена, между ними были вечные склоки из‑за воды, плодородной земли, из‑за деревьев и жилищ. Даже семьи одного племени подымали оружие друг на друга, более сильный отнимал жилище у более слабого. Об этом еще будет рассказано. В такой атмосфере рождение учения, диктующего страх, было резонно. Мохаммеду достался плохой, недружелюбный, сварливый «коллектив».

Мы закончили чтение второй суры — самой большой в Коране. Размеры сур убывают, начиная с начала. Вторая сура — это фундамент мусульманской веры. Переходим к третьей.

 (Имран — Иоаким, отец Марии, матери Иисуса).

Священные писания: Тора, Евангелие, Коран. Иоаким — отце Марии, дед Иисуса. Рождение Мессии. Избранники Всевышнего: Мария и Захария. Споры вокруг Авраама. Обращение к тем, кому были отправлены ранние писания. Насталения. Проигранная битва при горе Ухуд с воспоминаниями о победе в долине Бадр. Жадность.

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Алиф — лам — мим.

Нет божества, кроме Аллаха, поддерживающего жизнь. Он посылает своё писание — Коран — и подтверждает истинность писаний, пришедших раньше — Торы и Евангелия.

Это Он придаёт вам облик еще в утробе матери. Нет божества, кроме Него!

Бог отправляет тебе писание, сложенное в стихах. Из них иные просты для понимания, смысл других же скрыт. Тот, у кого в крови смятение, берется истолковать вторые так, как пожелает. Тогда как толкование Корана известно лишь Аллаху. О, люди, надо всё писание, от начала до конца, принять, как дар Творца. Понимает назидания Корана тот, кто обладает разумом.

Заметки на полях:  есть, однако, ряд причин, которые не дают здравомыслящему человеку быть уверенным в божественности происхождения некоторых стихов Корана. Скажем, он содержит мысль (48‑я сура) о прощении Богом своему посланнику грехов — как прошлых, так и будущих. Считая Господа обладающим безграничной мудростью, мы никак не можем согласиться с тем, что Бог кому‑то при каких‑то обстоятельствах мог дать такую индульгенцию на будущее. Или взять строки о наделении посланника исключениями в выборе женщин (33‑я сура). Мусульманину разрешено иметь до четырех жен, в Коране говорится о том, что это касается обычных мусульман, не посланника. У него было десять жён одновременно. Подобные положения Корана вызывают крамольную мысль о том, что они были выгодны пророку. Можно предположить, что в этих случаях он слышал от ангела то, что страстно хотел услышать. Недоверие к божественному происхождению абсолютно всего текста Корана вызывают и содержащиеся в нем фактические ошибки. Не мог Аллах, сказав в Библии, что Моисея в грудном возрасте спасла и принесла домой дочь фараона, в Коране заменить этот персонаж женой фараона. Таких примеров много, в дальнейшем мы на них остановимся.

О, Господи! Ты вывел нас на верную дорогу, не дай же нам свернуть. Ты призовешь к себе нас, в этом нет сомнения! Тех в этот день, кто веру не обрёл, не спасет ничто от ада — ни их богатство, ни их дети. Как фирауна род, который был наказан за грехи, за то, что не поверил в Бога.

Вспомните Мое знамение — встретились два войска: одно из них сражалось на пути Аллаха, второе состояло из неверных. Первое было гораздо меньше, но оказалось победителем, а второе потерпело поражение, хотя казалось, должно было победить (Речь идет о битве при Бадре, о котором мы расскажем подробнее через несколько страниц. В этой битве мусульмане одержали верх над идолопоклонниками Мекки). Аллах помогает тем, кто прав. Это — назидание для тех, кто обладает зрением.

Жизнь человека разукрашена страстями: любовью к женщине, стремлением к богатству и деньгам. Но все это даётся вам на срок ближайшей жизни. Стремитесь же к блаженству в дальней жизни, в пристанище Аллаха!

Всевышний отличит своих рабов: их ждут роскошные сады и реки, супруги чистые, благоволение Аллаха. Рабы говорят Ему: о, Господи, верим мы в Тебя, прости нам наши прегрешения, защити нас от огня. Рабы Аллаха искренни и терпеливы, богобоязненны, щедры на пути Аллаха, обращаются с покаянием к Нему.

Ислам — религия Аллаха. Но люди, получив ранние писания, разошлись между собой по злобе. Если заблудившиеся станут препираться, скажи им, Мой посланник: я обращен лицом к Аллаху, а вы? Обратились ли? Тот, кто из них пойдёт вслед за тобой — выбрал верный путь, а если нет — что ж, на тебе обязанность лишь передать Мои слова. Скажи им: тот, кто не верит в знамения Аллаха и причиняет зло посланникам — тот достоин злого наказания. Напрасны их труды в ближайшей жизни — всё тщета, им не поможет Бог.

Получив от Бога часть писания, некоторые заблудились, полагая, что это всё, и спорят меж собой. Когда же призывают их к писанию Аллаха, — а оно способно разрешить все споры, — спорщики не слышат. Они надеются избежать огня. Не избегут. В тот день, когда Я соберу их всех, получит каждый по заслугам.

Бог дарует власть и отнимает власть, возвеличивает и унижает, в Его владении — любое благо. Он всемогущ, Он способен превратить свет в темноту, а темень — в свет, мёртвое в живое, а живое — в небытие, это Он дарует человеку пищу, дождь и силы.

О, люди, не приближайте к себе неверных. Бойтесь, сделав это, вызвать гнев Аллаха. Он предостерегает вас от самих себя. Он видит то, что в ваших душах. Он знает всё, что творится в мире.

Заметки на полях:  слово «неверный» в Коране повторяется часто. Но каждый раз в разных смыслах. Это может быть христианин и иудей; только иудей; безбожник, т.е. не верящий в Бога атеист; идолопоклонник, язычник; любой немусульманин; мусульманин, отошедший от своей веры. Поэтому, встретив это слово, приходится соотносить с контекстом — иначе мы по ошибке занесем меч не на того, на кого следует.

Не за горами день, когда придется отчитаться: что сделано тобою для добра, какое зло тобой сотворено. Каждый отдалить себя от кары пожелает. Но путь у вас один: быть рабами, Аллах милостив к своим рабам. Скажи, посланник: любовь к Аллаху обернётся любовью к вам, тогда Всевышний и простит грехи. А наказание ждёт того, кто не повинуется и отворачивается от веры.

Адама, Нуха, род Ибрагима и род Имрана Аллах возвысил над мирами. И вот жена Имрана молвила Аллаху: у меня в утробе тот, кто будет преданно служить Тебе, прими его. Но родила она девочку, назвали ее Марйам. Мать её еще раз обратилась к Богу: я отдаю Тебе её и будущее её потомство — защити, о Господи, их от сатаны.

Бог даровал Марйам красоту и рост, поручил заботиться о ней Закарийе. А сам ниспослал ей пищу на каждый день.

Как‑тообратился Закарийа в молитве к Богу: Господи, дай мне потомство. Прошло время, иангелы принесли весть о будущем рождении Йахйи(Иоанн Креститель):Аллахуслышал и исполнит просьбу — родится мальчик.

Закарийа пал ниц: Господи, я уже стар, моя жена бесплодна, как же у нас родится мальчик? Пошли же мне знамение, чтобы я поверил! Вот мое знамение, — ответил Бог, — станешь ты немым три целых дня, и будешь изъясняться только жестами. Воздай хвалу Аллаху за знамение!

Ангелы тем временем пришли к Марйам и сказали ей: Господь избрал тебя, поднял над всеми женщинами. Поклоняйся Господу за награду эту!

А теперь о сокрытом, чего ты не мог увидеть: Закарийа был осчастливлен Богом так: только у него из двенадцати старейшин всплыл тростниковый стержень, в реку брошенный (жребий бросили 12 святых старцев), так он и стал попечителем Марйам и отцом Йахйи.

Марйам была удивлена, когда ангелы сказали: у тебя родится сын, он будет говорить с людьми из колыбели, а станет взрослым — будет праведником, и имя ему будет Иса, он станет для Всевышнего приближённым как в ближнем, так и в дальнем мире.

Марйам сказала: Господи, откуда же ребёнку взяться, когда меня никто не прикасался? Ангелы в ответ сказали: так решил Господь, а если Он решил — то так и будет.

Рассказывает Библия

Эта история, естественно, содержится и в Евангелии.

«Во дни Ирода, царя Иудейского, был священник именем Захария, и жена его, имя ей Елисавета. Оба они были праведны пред Богом. У них не было детей, ибо Елисавета была неплодна, и оба были уже в летах преклонных.

Однажды, когда он в порядке своей чреды служил пред Богом, по жребию, как обыкновенно было у священников, досталось ему войти в храм Господень для каждения, тогда явился ему Ангел Господень. Ангел сказал ему: услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом.

И сказал Захария Ангелу: по чему я узнаю это? ибо я стар, и жена моя в летах преклонных. Ангел сказал ему в ответ: я Гавриил, предстоящий пред Богом, и послан говорить с тобою и благовестить тебе сие; и вот, ты будешь молчать, и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется. (В Коране, как мы видели, Захария потеряет дар речи всего на три дня — авт.).

После сих дней зачала Елисавета, жена его, и таилась пять месяцев и говорила: так сотворил мне Господь во дни сии, в которые призрел на меня, чтобы снять с меня поношение между людьми.

В шестой же месяц послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосифу, из дома Давидова; имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус.

Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда Я мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим. Вот и Елисавета, родственница Твоя, называемая неплодною, и она зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц, ибо у Бога не останется бессильным никакое слово.

Елисавете настало время родить, и она родила сына. Хотели назвать его, по имени отца его, Захариею. На это мать его сказала: нет, а назвать его Иоанном. И сказали ей: никого нет в родстве твоем, кто назывался бы сим именем. И спрашивали знаками у отца его, как бы он хотел назвать его. Он потребовал дощечку и написал: Иоанн имя ему. И все удивились. И тотчас разрешились уста его и язык его, и он стал говорить.

В те дни вышло от кесаря Августа повеление сделать перепись по всей земле. Эта перепись была первая в правление Квириния Сириею. И пошли все записываться, каждый в свой город. Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли». (От Луки Святое благовествование, 1‑2).

…Научит Бог его писанию, мудрости, и Торе, и Евангелию, и сделает посланником к Израилевым сынам. Иса сотворит из глины птицу и оживит её, он исцелит слепого от рождения и прокажённого, он будет слышать всё, что говорят, и о чём умалчивают люди. Он объявит всем, что пришел он от Аллаха, призовет перед ним всем преклониться. Иса всем скажет: он и мой Господь, и ваш, поклонение Аллаху и есть тот путь, по которому следует идти.

Я пришел, — скажет Иса, — чтобы подтвердить ниспосланность вам Торы, и разрешить вам часть того, что было под запретом. Побойтесь же Аллаха и повинуйтесь мне!

Говоря это, Иса почувствовал недоверие. И сказал: кто станет мне помощником на пути к Аллаху? Апостолы ответили: мы — твои помощники, мы уверовали в Аллаха, свидетельствуй, что мы — мусульмане! Господи, мы следуем за посланником!

Многие хитрили, и Аллах хитрил, а Аллах — наилучший из хитрецов.

И сказал Аллах: о Иса! Я упокою тебя и вознесу на небо. Освобожу от хитрости неверных, возвеличу верных неверным в назидание вплоть до дня суда. Когда же все придут ко Мне, тогда разрешу ваш спор. Тот, кто не уверовал и зло творил — пусть не надеется спастись. А тот, кто творил благое — будет вознагражден.

Иса перед Аллахом — человек. Как и Адам, сотворённый первым. Это истина, не будьте в числе сомневающихся.

Разногласия

 «Аллах — наилучший из хитрецов». Эта фраза вызывает недоумение у многих. Мы не можем согласиться с тем, что Аллах — хитрец, ибо это вряд ли положительное качество. А фраза «Апостолы ответили: мы — твои помощники, мы уверовали в Аллаха, свидетельствуй, что мы — мусульмане!»? Христиане недоумевают: как это у вас получилось, что Иисус и апостолы — мусульмане, тогда как ислам появился на Земле через шестьсот лет? Или взять предложение «Я упокою тебя и вознесу на небо». Что может означать эта фраза из Корана, как не смерть Иисуса, которую мусульмане отрицают?

Если подойти гибче, скажем, к последнему противоречию, можно предположить, что в Коране речь идет о том, что Иисус остался жив после воскрешения. И тогда было бы устранено это, одно из главных разногласий между христианами и исламом. Но ждать гибкости не приходится — крепко держат нас в плену затвердевшие догмы.

Не стоит надеяться и на признание того, что хитрость — не лучшее качество, и что не стоит приписывать его Аллаху. Выход как будто есть — дипломатично согласиться с тем, что это слово попало в Коран по ошибке Мохаммеда или составителей Корана. Тем более, что далее по тексту не видно, чтобы Аллах «схитрил» в чем‑то — только заявил о Своей хитрости. Но мусульмане не могут признать ошибку из‑за абсурдной «аксиомы», что каждое слово в Коране — от Бога. Нелогичность этого утверждения вы увидите, когда мы подойдем к истории составления нынешнего Корана.

Мусульманам стоило бы обратиться к христианам и объяснить, что Иисуса мы считаем мусульманином не в том смысле, что он склонялся в намазе, а в другом — что он был покорен Богу. Если перевести слово «мусульманин» с арабского на языки Ветхого и Нового Завета, то иудеи и христиане признали бы свою покорность Богу, назвали бы Моисея и Иисуса тем же словом «мусульманин», только в переводе на эти языки.

Но перед такими «дипломатическими переговорами» неплохо было бы снять ссорящее нас с другими религиями дискриминационное заявление, что ислам превыше других верований. Для этого не обязательно переписывать Коран. А вот выступить с заявлением, что этот постулат устарел, и во имя мира мы перестаем говорить о своем абстрактном превосходстве — стоило бы. Впрочем, и православные христиане исполнены веры в исключительность своего учения.

Читатель убедился в том, что три аврамические религии — иудейская, христианская и мусульманская, согласно Корану — ветви одного дерева. Более того, родоначальники этих религий связаны кровным родством. Но тут же начинаются разногласия: иудеи не признают Исмаила в качестве родоначальника мусульман, христиане считают иудеев убийцами Христа, а мусульмане не соглашаются с взглядом христиан на Иисуса.

Подобные разногласия, конечно, существенны, но не настолько, чтобы могли вызывать межрелигиозные, межэтнические войны в наше время. Иудеи, христиане и мусульмане могли бы жить в согласии. Даже с разными взглядами на смерть и воскрешение Иисуса. Стоит только заключить соглашение о том, что над всеми — один и тот же Бог, а взгляды на Него у нас разные. И тогда можно было бы избежать многих конфликтов.

Но как мечтать о чем‑то, если мусульмане продолжают бороться с «неверными»? И словом — «русские люди, принимайте ислам!», и оружием, направленным против безоружных. А наиболее «верные» — так те вообще лелеют мечту о покорении всего мира. Не понимая, что при реальных поползновениях такого рода игры в демократию кончатся, и ислам будет уничтожен. Призывы к запрету ислама раздаются все чаще. А недавно мы услышали угрозу о возможной бомбардировке Мекки.

Если кто‑то будет препираться, скажи: давайте позовем всех — и детей, и женщин, и проклянем всех, кто лжёт. Тут многие отступят. Аллах мудр, Он видит лицемеров. А ты, посланник, верь: нет божества, кроме Аллаха.

Призови всех, кому Я раньше посылал писания, к единому согласию: не поклоняться никому, кроме Аллаха, не считать, что есть равные Ему, признать его единым Господом над всеми. Если же они отвернутся, пусть засвидетельствуют, что ты поклоняешься Аллаху.

О, читавшие писания! Почему вы спорите об Ибрагиме? Ведь Тора и Евангелие были ниспосланы после него. Что же вы спорите о том, чего не знаете? Ибрагим — он не был иудеем, христианином, он не верил идолам, не верил множеству богов. Он был верен единому Всевышнему, значит, был покорным Богу мусульманином. За ним пошли такие же, как он, они также верили в Аллаха.

Обладатели тех писаний хотят вас сбить с пути. Но сбивают лишь самих себя.

О, читавшие писание, как же можно, узнав знамения Аллаха, отречься от Него? Как можно истину одевать в лживые одежды, как можно говорить: веруйте в начале дня и откажитесь к ночи? Вы думаете, за вашей ложью последуют другие?

Скажи им: писание Аллаха ниспослано, как дополнение к двум писаниям, которые пришли на землю раньше. Или они станут препираться c вами перед Господом?

Среди тех, у кого есть раннее писание, есть такие: доверишь им кинтар (Буквально — мера золота, равная 42,33 килограмма) — они вернут. Но есть и другие: дай им лишь динар (Монета, за которую можно было в те времена купить трехлетнего барашка) — назад не получить. Такие полагают, что не ответственны за простаков, не грех их обмануть. Это — лживый взгляд, они и сами знают это. Надо бояться Бога и выполнять все договоры, заключённые с людьми. Тем, кто нарушает заповеди Бога, тем, кто забывает клятвы — нет им прощения. Среди них есть и такие — они искажают писание, но говорят: это от Аллаха. Они умышленно возводят ложь на Бога.

Нельзя тем, кому даровано писание и мудрость от Всевышнего, требовать от учеников поклонения себе — не Богу, и считать их раввинами потому, что обучают людей писанию.

Аллах сказал пророкам: Я дарую вам писание, мудрость — несите людям знания. Если же после этого к вам придет посланник от Меня и подтвердит писания, пришедшие к вам раньше — уверуйте в него и помогайте. Принимаете ли Мой завет? Пророки засвидетельствовали послушание перед Аллахом. Отвернулись лишь нечестивцы.

Посланник Мой, скажи народу: мы уверовали в Аллаха, в то, что Он когда‑то ниспослал им — Ибрагиму, Исмаилу, Исхаку, Йакубу и их потомкам, Мусе, Исе и другим пророкам от их Господа. Из них мы не отдаем кому‑то предпочтения. Так обращайтесь же к Нему!

У тех, кто уверовал, затем потерял свою веру — Аллах не примет покаяния. Поистине, они — заблудшие. Если только не поменяют взгляды, не свершат благое. Тогда Аллах простит, Он милосерден. Тот, кто умер, не раскаявшись и не обратившись в веру — тот не выкупит прощения даже золотом.

Так следуйте же за религией Ибрагима, который верил в одного Всевышнего! Поистине, первый молельный дом был возведён в Мекке. Там ясное знамение для людей — место, где он стоял при постройке дома (Макам Ибрагим — так называется каменная площадка рядом с Каабой, не ней стояли Авраам с Исмаилом во время строительства этого святилища). Сейчас тот, кто поставит ногу на это место — тот в безопасности. Люди, которые могут — должны хоть раз посетить это место и вознести молитву. А если кто не верует — что ж, Аллах в нём не нуждается.

 

ГЛАВА 2. СТЕНЫ      От поклонения идолам к исламу, и обратно

Домашняя ] Вверх ]