" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

 

ГЛАВА 3. КОНФЛИКТ       Претензия на исключительность

 

В мединских сурах много вражды. Нет в религии принуждения, почитайте Моисея и Иисуса — говорит Коран. И в то же время — резкое осуждение чужих религий, явно выраженная нетерпимость. Порядочному мусульманину стыдно читать строки «О, верующие! Не выбирайте в качестве помощников себе иудеев и христиан — они друзья друг другу, а если кто‑то становится им другом — тот и сам из них». Потому что нормальный человек выбирает друзей не по религии, а по человеческим качествам, а подлецом может быть любой. Если бы Мохаммед велел «не выбирайте подлецов в друзья, какой бы они веры ни придерживались» — мы полностью были бы на его стороне.

Слова, диктующие конфронтацию между мусульманами, христианами и иудеями, — просто не могут быть словами Бога, и вот почему.

Анатомия и физиология всех людей — жители ли они Беларуси или Зимбабве, Саудовской Аравии или Ватикана — совершенно одинаковы — сердце, легкие, руки, ноги… Значит, Создатель у нас один. Как же Единый Творец может одной части людей сказать, чтобы они не любили другую часть? «Возлюби ближнего» — эти слова можно считать словами Бога. Но «ненавидь ближнего, и вообще он тебе не ближний» — это не Его слова. Мохаммед, который не был нашим Создателем, мог такое сказать, преследуя какие‑то цели, Бог — не мог. Поэтому мы, признавая Божественное происхождение Корана, однако, не можем согласиться с тем, что фразы, отгораживающие колючей проволокой одних людей от других, могли быть произнесены Господом. О, если бы мусульмане считали подобные лозунги устаревшим анахронизмом, с которым не следует считаться сегодня, в реальной жизни! Но ведь исламские ортодоксы готовы пустить в иноверцев ядовитые стрелы ненависти и сегодня! Сами, кстати, не терпят ни малейшей критики ислама.

Началось это еще во времена Мохаммеда. В Медине жил поэт Кааб. Он сочинял стихи о пророке. В житейском отношении, действительно, складывалась довольно абсурдная картина. Человека пригласили в Медину, дали ему кров и пищу, а он, вместо умиротворения, которого все от него ждали, напротив, устроил вражду. Так вот, Кааб сочинял стихотворные памфлеты на Мохаммеда. Тот спросил у своих сподвижников: «кто убьет для меня эту собаку?» В ту же ночь Кааб был зарезан на глазах у своей жены. Некая Азма тоже придумывала ироничные стихи о Мохаммеде, поэтому трое мужчин (сейчас бы их назвали исполнителями преступления, а Мохаммеда — заказчиком) пришли к ней ночью, вытащили из постели и зарезали, их не остановил даже грудной ребенок, который спал рядом.

За критику Мохаммеда в исламских странах — скажем, в Иране или Саудовской Аравии — приговор выносит шариатский суд, а в прочих вынесение приговора и его осуществление берет на себя любой фанатик. Это — феноменальная юриспруденция.

В Европе мусульмане требуют от властей права организовать собственные суды, а также введения законов, защищающих ислам от любой критики. В Австралии уже вынесены первые приговоры против христиан, посмевших критиковать Коран и мусульманских террористов. Двое христианских священников высказали мысль, что мусульмане готовятся захватить Австралию, что ислам есть религия терроризма, и были осуждены. Теперь исламисты стараются, чтобы такой же закон был принят в Англии.

В то же время антихристианские и антииудейские статьи можно прочитать в любой исламистской газете, на любом интернет‑сайте такого рода. Цитата:

«Современные евреи не имеют права на светлую историю своих предков потому, что это — история ислама (т.е. их предки были мусульманами), тогда как они — не мусульмане и не верующие. История Якова, Иосифа, Моисея, Аарона, Саула, Соломона, Давида — это наша история, мусульманская, а не еврейская. Периоды светлой, яркой исламской истории были у них такими краткими по времени, что даже почти не упоминаются по сравнению с их другой историей, которая больше подходит им и более убедительно доказывает их скверный характер и природу. Вторая часть — это черная, темная и мрачная история, основанная на неверии в Аллаха, распространении мерзких и скверных поступков. Это — настоящая история евреев с точки зрения их генезиса, национальности, расы и рода. Она более достойна их и более правдиво отражает их характер и природу» (Салах аль‑Халиди. «Коранические истины по палестинской проблеме». Лондон, 1993).

Английский писатель Салман Рушди в своих «Сатанинских стихах» выразил недоверие к тому, все ли слова в Коране имеют Божественное происхождение — и был заочно приговорен к смерти. Таджикский писатель Фазиллидин Мухаммадиев был убит в центре Душанбе после издания книги, где иронично описал свои мытарства в паломнической поездке в Мекку. В романе иракского писателя Хайдара Хайдара «Банкет для водорослей», которое было издано государственным издательством, мусульмане нашли «богохульства» и «оскорбительные для верующих высказывания». Вырванные из контекста фразы, опубликованные в экстремистской газете «Аль‑Шааб», привели к кровавым столкновениям между студентами Института Аль‑Азхар и полицией.

Не скажем, что десятиминутный ролик Тео ван Гога о положении женщины в исламе был талантливым или вообще стоящим внимания — обычный низкосортный фильмик с претензией привлечь внимание. Тео был зверски убит мусульманским экстремистом посреди бела дня.

Ортодоксы провозглашают исключительность ислама: это — самая правильная религия, Мохаммед — печать пророков, т.е. последний пророк. Совместить такую претензию с почитанием «чужих» пророков удается только с помощью версии, что люди, начиная с Адама, Ноя, Авраама — и были мусульманами. При такой «конструкции» мусульманин имеет право сказать христианину или иудею: да вы не так верите в Бога, вот ваши прародители были мусульманами, а вы кто? Такая логика обескураживает. Амбициозность, высокомерие, претензии на исключительность всегда приводили к войнам.

Прокляты те сыновья Израиля, которые не верили Дауду и Исе. Они ослушались и совершали преступления.

Многие из них вместе с безбожниками. Не стали бы они их брать в друзья, если бы поклонялись Богу и Его посланнику. Самые лютые враги твои — это иудеи и язычники. Ближе же к тебе христиане — среди них есть иереи и монахи, которые не превозносятся. Их глаза наполняются слезами, когда слышат строки из Корана, и говорят они: мы уверовали в Аллаха, запишите нас в число праведников. Отчего, — говорят они, — нам не веровать в Аллаха и Его истину? Мы желали бы жить в раю вместе с мусульманами. Аллах вознаградит их райскими садами, журчащими чистыми ручьями. Таково им воздаяние за добро.

О, верующие! Не запрещайте себе блага, которые позволены, но не преступайте правил, Аллах не любит преступающих.

Бывает так, что человек клянется, не подумав, не придав значения. За легкомыслие Аллах не взыщет. А если вы связали клятву с обещанием, но не выполнили, или в клятву вложили ложь заведомо — Аллах не простит. Но позволит искупление вам — накормите десять бедняков, или оденьте их, или раба освободите. А если это не по силам — пост три дня. Остерегайтесь клясться, не подумав.

Заметки на полях:  эта формула «освобождения от клятв» дает возможность быть свободным от любой клятвы, даже если она дается именем Бога. Вы можете сказать: «клянусь Аллахом», а потом не сдержать клятвы, но потом соблюсти трехдневный пост (при котором после заката есть не запрещается) — и всё, вы снова чисты перед Богом. К чему может привести такой «либерализм» — легко предугадать. Можно врать, быть подлецом, раздающим клятвы и не сдерживающим их. «Формула освобождения» от клятв, от данного слова помогала Мохаммеду оставаться безгрешным перед Аллахом. В дальнейшем вы это увидите.

О, верующие! Не поддавайтесь искушениям, они от сатаны: азартные игры и вино, жертвенники и стрелы (жертвенники, «гадальные» стрелы — атрибуты язычников) — всё это мерзость. Отвернитесь же от этого и, может быть, вы обретёте счастье!

Прощу Я тех из мусульман, кто ел и пил запретное, еще не зная истины, а потом убоялся Бога и творил добро. Я испытаю вас добычей, которая попала в руки ваши вдали от взоров других людей, чтобы узнать, кого боитесь вы — их или Меня. За невыполнение заветов — наказание огнём.

Запрещена вам охота, когда вы в хараме (территория радиусом примерно 10 км вокруг Запретной мечети). Разрешена охота в море — не на суше. Если животное умышленно убито — оно должно быть принесено в жертву, а искупление вины охотника — обед для бедняков, или пост виновного. Это решаете не вы, а двое справедливых. Простит Аллах тем людям, кто преступил, не зная правил. При повторении же — прощения не будет. Аллах велик, он обладатель мщения.

Установил Аллах обряды, — поклонение Каабе; запретный месяц; жертвоприношения; другие атрибуты веры — для того, чтобы узнать, кто из вас пойдет за Богом, соблюдая правила, а кто — нет. Аллах силен в наказании виновных! Посланник Мой обязан лишь сообщить вам истину, Аллах же смотрит, как вы её примете. Мерзкое и святое противоположны, даже если мерзость обольстительна. Бойтесь же Аллаха, обладатели разума, и вы обретете счастье.

О, верующие, подумайте о смерти. В момент произнесения завещания должны быть два свидетеля из справедливых — родственники, если вы дома, или чужие, если вы в пути. Пусть прочтут молитву и поклянутся, что не изменят ни слова в завещании. А если свидетели подозреваются в нечестности, то их место займут другие двое, которые должны поклясться перед Аллахом.

Настанет день, когда Я соберу своих посланников и спрошу, как отвечали люди на их призывы к истине. Посланники ответят: истина у Аллаха, только для Тебя нет тайн. Аллах обратится к посланнику Исе: ты говорил с людьми из колыбели, Я научил тебя и мудрости, и Торе, и Евангелию, ты делал птиц из глины и вдыхал в них жизнь, ты зрячим сделал слепого от рождения и оживил того, кто распрощался с жизнью. Ты нёс народу Мои знамения. Однако мне пришлось спасать тебя от смерти, когда приняли тебя за колдуна и, преданный людьми, ты был на краю.

Тогда Я сказал апостолам: уверуйте в Меня и Моего посланника. Они ответили: мы уверовали. Но Исе сказали: может ли твой Господь низвести нам с неба трапезу — попроси Его, и тогда до конца поверим. Иса спросил: а гнева Божьего вы не боитесь? Но обратился к Богу: сотвори нам трапезу, даруй нам милость. Аллах ответил: Я это сделаю, но с одним условием — если у кого‑то после этого останутся сомнения — то накажу, как никогда и никого Я не карал.

Потом Бог спросил у Исы: скажи, Иса, ты разве призывал людей поклоняться вам — тебе и матери твоей Марйам, как двум богам, кроме Аллаха? Иса ответит: Господи, нет для Тебя ничего сокрытого, как можно было мне делать то, на что не имею права? Я говорил им только то, чему Ты учил: поклоняйтесь Богу — Владыке моему и вашему. Пока я жил среди них — был свидетелем их деяний, потом меня Ты упокоил и Сам стал Свидетелем. На всё Твоя воля — простишь их или накажешь.

Аллах сказал: это день, когда правдивым поможет их правдивость. Они заслуживают рая, Аллах доволен ими, они Его благодарят. Он милостив и всемогущ, принадлежит Ему всё то, что есть в небесах и на земле.

Шоры и свобода мысли

«Потом Бог спросил у Исы: скажи, Иса, ты разве призывал людей поклоняться вам — тебе и матери твоей Марйам, как двум богам, кроме Аллаха?» Эти многозначительные строки Корана выражают представление Мохаммеда об основе христианской религии — Троице. Эта точка зрения соответствовала языческим воззрениям на Аллаха до зарождения ислама, когда Аллах был богом луны, его жена — богиней солнца, а их дети — посредниками между Богом и людьми. Тоже своеобразная троица. Видно, это представление Мохаммед и перенес на христианское учение. Кроме того, сыграли роль его встречи с представителями христианских сект, которые тоже представляли себе троицу, как отца, сына и его мать. Однако Троица, согласно христианскому учению, есть триединство Бога‑отца, Бога‑сына и Святого духа.

Нам приходится признать, что этой ошибки в Коране не было бы, если бы слова эти были от Бога — Он знает воззрения христиан, а Мохаммед этого мог не знать.

Но стоит вам сказать это в присутствии мусульманского ортодокса — раздастся окрик: не сметь думать о том, что Мохаммед когда‑либо ошибался! Не сметь думать о том, что в Коране какие‑либо слова принадлежат не Аллаху, а Мохаммеду! И вообще не сметь думать!

В то же время в Коране содержится утверждение, что мусульманину нужно думать, этот призыв повторяется на протяжении всей священной книги: «может быть, вы поразмыслите?», «люди размышляют о сотворении», «неужели вы не задумаетесь?», «быть может, они призадумаются», «Мы разъясняем Свои знамения для людей размышляющих», «воистину, это — знамения для людей мыслящих», «для людей, способных размышлять».

На практике же, кому‑то выгодно, чтобы мы не думали. Взять хотя бы тот факт, что запрещено толковать Коран и его отдельные положения, на это имеют право только избранные алимы и институты. Христиане и иудеи могут рассматривать каждую строчку Библии через лупу, размышлять, сомневаться — нам, мусульманам, это не разрешается. Поэтому мы, едва услышим чье‑то новое видение Корана или истории ислама, впадаем в бешенство и поднимаем мечи.

Главный «документ» мусульманской религии — это Коран. Но в нем есть фраза «берите пример с пророка». На ее основе выработан такой догмат: сунна — сборники высказываний Мохаммеда и рассказов о его поступках — тоже документ, и то, о чем говорится в сунне — пример для нашего подражания Мохаммеду. Но как в наше время можно следовать высказыванию пророка о том, что надо надевать сначала правый ботинок, а потом левый, снимать же сначала левый, а потом правый? Или, увидев, как муха попала в стакан молока, не следует ее доставать — сначала надо окунуть вглубь стакана, «потому что на одном ее крыле болезнь, а на другом — исцеление». Или, если ты принимаешь пищу, и испачкал руки жиром, надо их облизать самому или дать облизать другим. Таковы лишь некоторые высказывания Мохаммеда, которым надо следовать мусульманину.

Несомненно, эта книга, автор которой считает себя мусульманином, и в то же время — свободным человеком, вызовет ожесточенные споры в среде мусульман, многие из которых зашорены: Мохаммед был безгрешен, во всем ему следует подражать, Коран — чистое слово Аллаха, созданный без какого‑либо вмешательства человека.

А вот и еще одно «обоснование» необходимости подражать Мохаммеду во всем:

«В Коране сказано: „И говорит он (посланник) не по прихоти своей“ Это значит, как говорится в предисловии к переводу сборника хадисов Аль‑Бухари, что все слова и, соответственно, поступки пророка, были продиктованы не его личными пристрастиями, а внушались ему свыше». Получается, что Мохаммеду Богом внушался не только Коран, но и каждый его поступок, каждое высказанное им слово.

Так что, как бы ни было это непонятно мусульманину, придется надевать сначала правый ботинок, и макать муху в молоко. Засомневаешься — не мусульманин.

Мусульманин — это значит покорный, так что ни мельчайшей мысли, никаких сомнений у него не должно быть. Люди, говорящие так, сознательно скрывают смысл понятия покорности — это покорность Богу, а не Мохаммеду, тем более не идеологам, которым выгодно делать из нас бездумных попугаев.

До сих пор звучали главы, прочитанные пророком в Медине. А две следующие прочтены в Мекке, в первый период проповеднической деятельности Мохаммеда. Оцените — совершенно другой тон.

Печаль посланника. Наставления. Ошибки Авраама. Другие избранники Всевышнего. Кто дал жизнь косточке плода? Еще раз о дозволенной и недозволенной пище. О разных животных. Ханифы — кто они?

Во имя Аллаха милостивого, милосердного!

Есть люди, отвернувшиеся от Бога. Они истину сочли за ложь, и заслужили наказание — разве вы не вспомните, как за грехи было потоплено поселение Нуха?

Если бы безбожники в то время получили книгу из бумаги, и её возможно было бы взять в руки, то посчитали бы, что это — колдовство. Чтобы поверить в Мои знамения, они просили, чтобы ангелы сошли на землю. Но тогда закончился бы тот срок, который отведён для жизни на земле. Если бы даже ангелы пришли на землю, то имели бы образ человека, и у безбожников снова возникли бы вопросы.

О, пророк, они видели посланников, которые были до тебя, и заслужили за недоверие к ним большого наказания. Скажи им: подумайте, какой конец был у тех, кто сомневался. В день великого суда Аллах всех призовет — и окажется, что безбожники нанесли ущерб не Богу — самим себе.

Аллах видит всё и днем, и ночью, от Него нет тайн. Аллах — творец всей жизни на земле, он кормит вас, ставить рядом с Ним других богов — это большое заблуждение. Только Аллах способен ниспослать как наказание, так и милость, на всё Его Божественная воля.

Скажи, посланник: Аллах — свидетель всего того, что мы совершаем. Коран дан мне как откровение, чтобы предостеречь вас от несчастий. Неужели вы поверите, что, кроме Аллаха, есть другие боги? Нет, Он — единственное Божество над нами, вы думайте, как хотите, но к грехам вашим я не причастен.

Среди них есть такие, что слушают тебя, но сердца их заперты, а уши поразила глухота. Они препираются с тобой и говорят, что рассказываешь ты сказки. Какое бы знамение они от Нас ни получили — не верят в них.

Они и сами обходят веру стороной, и других удерживают. Тем губительнее их деяния. Они не верят в воскрешение, но в аду, перед лицом огня, их охватят страх и сожаление. Если их даже вернуть на землю — они возьмутся за своё. Тот, кто ошибается сейчас, в день великого суда поймет, что сделал, но он уже несёт свой груз греха, от которого поздно избавляться. Скверный же это груз!

Аллаху известна твоя печаль, посланник. Те, чьи сердца закрыты для принятия веры — тебя и твоих предшественников обвиняли во лжи и притесняли. Знай: если бы Аллах желал, то всех направил бы на верный путь. Но каждый должен этот путь найти в себе. Аллах не приказывает — Он помогает ищущим.

Посланник, спроси людей: к кому вы обратитесь в час, когда потребуются вам сила и поддержка, наступит срок земного бытия? Кто спасает вас от мрака суши и морских глубин? К кому, кроме Аллаха, вы все взываете о помощи, когда вам плохо (напоминаем, что Аллах был у идолопоклонников божеством, в которого верили, как в одного из идолов)?

Мы уже отправляли к людям Своих посланников. Людей Мы испытывали, но они не были покорными. Сердца отвращались, а сатана оправдывал беспечность. Аллах им открывал врата к богатствам, они получали, что хотели. Они радовались дарованному и забывали, откуда оно пришло. Тогда Мы отнимали то, что дали, и они отчаивались.

Посланник, скажи им, людям: у меня нет сокровищницы Аллаха, я не знаю то, что знает Он, и не говорю, что я ангел, я лишь следую тому, что открывается мне Богом. Скажи им: разве сравнятся между собою слепой и зрячий, разве вы не одумаетесь?

А тем, кто призовёт тебя отклониться от своего пути, скажи: я поклоняюсь лишь Аллаху, я не пойду за вами. Отступать от истины я не стану, никто не в силах изменить решения Аллаха. Только у Него ключи от мира, от явного и сокрытого, только Ему известно всё, что происходит в море и на суше. Даже листья опадают с дерева по Божьей воле и в установленный Им срок. Даже о зернышке, спрятанном в земле, говорится в этой книге.

Он забирает ваши души ночью, а утром воскрешает. Так и живёте — до установленного Им срока. Затем состоится возвращение к Нему. Пока вы живы, над вами ангелы‑хранители, когда же смерть придёт — Мои посланцы заберут на небо ваши души.

Кто спасает вас от мрака суши или моря, когда вы взываете спасти вас? Скажи им, Мой посланник: это дело рук Аллаха. Он может ниспослать мучения, которые придут к вам сверху или из‑под ваших ног, а может ниспослать одним испытание жестокостью других.

Если встретишь человека, который, говоря о Боге, уходит в пустословие — отвернись. А если помешает сатана — отвернись, как вспомнишь. Богобоязненные не виноваты в делах неправедных людей, они могут только напомнить пустослову — может, он и устрашится.

Посланник Мой, скажи: неужели вы не видите прямой дороги, по которой велено идти? Неужели вы так растерялись, что можете избрать неровный путь? Вы должны предаться Богу, страшиться Его гнева. Он сотворил небеса и землю, и творит то, что пожелает. Слово Бога — это истина.

И вот сказал Ибрагим своему отцу Азару: неужели ты богами считаешь идолов? Если так, то и ты, и наш народ — в глубоком заблуждении. Аллах услышал Ибрагима и пожелал придать ему уверенность через познание.

Заметки на полях:  сейчас вы прочитаете поэтическую притчу об исканиях Авраама. Он только что распрощался с верой в идолов. И, естественно, ищет, где же Бог, и находит Его — Бог оказывается более сложным понятием, чем даже солнце.

Когда наступила ночь, Ибрагим увидел звезду на небе, и сказал: это — мой Господь. Но вскоре настал рассвет, звезда исчезла, и Ибрагим понял, что звезда — не Бог.

Назавтра он увидел месяц в небе, и подумал: вот мой Господь. Но луна зашла. Тогда Ибрагим сказал: месяц тоже не может быть Аллахом. И отчаялся: Господь не хочет привести меня к познанию Его.

Когда Ибрагим увидел солнце, восходящее с востока, решил, что оно по размерам больше и звезды, и месяца, и воскликнул: вот Он, мой Господь. Но день прошел, и солнце закатилось за горизонт.

Ибрагим долго думал: что же хотел Аллах, показав ему звезду, луну и солнце. Наконец, он догадался и воскликнул: Господи, я понял: ни луна, ни солнце, ни звезда не могут быть богами, ты един, и созерцать Тебя нельзя. Я обращаю взор к Всевышнему, который сотворил и эти небеса, и солнце, и луну, и звёзды.

Но народ, несмотря на истину, которую открыл им Ибрагим, не согласился с ним. Ибрагим сказал: я не боюсь богов, которых вы равняете с Аллахом. Как же мне бояться их, если вы не боитесь Бога, считая ему равными кого‑то? Когда же вы опомнитесь?

Вот так Аллах даровал Ибрагиму знание, повел его по верному пути. Бог возвышает тех, кто этого достоин. И часть людей поверила ему.

Когда‑то Аллах к истине повел Исхака и Йакуба, еще раньше — Нуха и его потомство, Дауда, Сулеймана и Айуба, Йусуфа, Мусу, Харуна, Закарию, Йахйу, Ису, Илйаса, Исмаила, ал‑Йаса, Лута и Йунуса (в том же порядке: Исаак, Яков, Ной, Давид, Соломон, Иов, Иосиф, Моисей, Аарон, Захария, Иоанн Креститель, Иисус, Илия, Исмаил, Елисей, Лот, Иона). Их всех Аллах возвысил над мирами. И отцов их, и их братьев и детей.

Язычники не оценили писание Аллаха и сказали: Он посланнику ничего не отправлял. Отвечай им, посланник Мой: а кто же ниспослал Мусе писание, как свет и руководство для людей? Писание это они переписали на папирус, и открывают только часть, остальное скрыто. Но благодаря этому писанию они познали откровения, которые их отцы не знали.

А Коран тебе ниспослан, как подтверждение истинности того, что было послано на землю раньше, чтобы ты проповедовал истину Мекке и тем, кто поселился вокруг неё, тем, кто верует в жизнь после жизни, кто возносит Богу свои молитвы.

Лжепророки и Мохаммед

В Коране иногда упоминаются лжепророки. Задолго до Мохаммеда на Аравийском полуострове то и дело появлялись «пророки», которые проповедовали новые взгляды на мироустройство. Одним из них был Маслама, который жил в центральной части полуострова — Йемаме. Он переживет Мохаммеда, мусульмане расправятся с ним в 633 году при халифе Абу Бекре. Многое в его учении было похоже на учение Мохаммеда. Маслама тоже верил в единое божество по имени Рахман, что означает «милостивый». Как‑то Маслама написал Мохаммеду письмо в том духе, что они, два пророка, могут «договориться». Мохаммед отверг это предложение. Ответ начинался так: «От Посланника Аллаха Мохаммеда лжецу Масламе…»

Веровать в единое божество призывал и другой «пророк» — Асвад, который жил в южной части Аравии — в Йемене. Благодаря своей деятельности он приобрел немалую политическую и военную власть. Арабам была известна «пророчица» Саджах в Месопотамии. Незадолго до появления Мохаммеда широкое распространение получило учение «пророка» Мани, которое проповедовалось в Вавилонии. Религия, начало которой он положил, — манихейство, — было распространено от Китая до Италии.

Успех этих «пророков» и их учений был вызван тем, что они говорили людям то, что те хотели слышать. Скажем, манихейство оправдывало зло тем, что оно изначально заложено в человеке. И в то же время утверждало, что он чист и светел. Очень удобно — индивидуум совершает зло не потому, что несовершенен — нет, сам он ни в чем не виноват: зло такая же естественная вещь, как обоняние или осязание. Вечная индульгенция от прошлых и будущих грехов — совершая зло, не считай себя порочным. Кстати, этот элемент манихейства Мохаммед включил в свое учение — но он распространялся не на всех мусульман, а только на него самого. К этому вопросу мы еще вернемся.

Проповеди лжепророков были приятны окружающим и соответствовали их тайным или явным желаниям.

Надо отдать должное Мохаммеду — он не потакал своим слушателям. Неспроста его учение поначалу так медленно приобретало сторонников — за двенадцать лет проповеднической деятельности, до переезда в Медину, их стало чуть более сотни. Его учение не только противоречило, но и, более того, бросало вызов взглядам окружающих идолопоклонников.

Если бы пророк действовал из корыстных соображений, желая завоевать власть и богатство, он должен был бы пойти другим путем — проповедовать то, что от него хотят услышать. При своем природном интеллекте и умении выстраивать мысль Мохаммед мог бы придумать теорию, которая возвеличивала идолов, в которых горячо верили мекканцы. И легко завоевал бы сердца. И тогда история пошла бы по другому пути.

Но он пошел наперекор желаниям своей аудитории, он это понимал. Была даже попытка несколько смягчить свои взгляды, приблизив их к чаяниям окружающих. Решился он на компромисс тогда, когда гонения на первых мусульман стали нестерпимы, и тогда Мохаммед признал было три женских божества язычников. Это сразу принесло свои плоды: гнев мекканцев, возмущенных отвержением идолов, утих. Но вскоре он объявил, что был неправ, что это сатана привел его к заблуждению, и после этого уже не шел на компромиссы.

Кто же несправедливее того, кто говорит: Бог послал мне истину, тогда как Он ему ничего не посылал. Или еще — другие говорят, что могут сами сочинить послание от Аллаха. Как же они преступны! Если бы ты видел, как лжецы утопают в пучине смерти!

Только Аллах даёт жизнь зерну и косточке плода. Только Он создаёт из небытия живое, и отправляет живое в небытие. Только Он являет вам день для труда, и снова превращает его в ночь для сна. И только Он являет людям солнце и луну, как знаки времени, чтобы считали дни. И только Он способен на создание звёзд, чтобы люди находили путь во мраке.

Всевышний создал людей из одной души, сотворил рождение человека, земную и послеземную жизнь. Это Он низвёл вам дождь с небес, благодаря чему растут растения. Посмотрите: в них ровными рядами располагаются зёрна, из них и рождаются плоды. Из мелких завязей происходят большие гроздья, которые спускаются к земле, в руки человека. Это Всевышний, и только Он, создаёт сады из винограда, маслин, граната, которые и похожи между собой, и так не похожи. Посмотри на плоды, на созревание их — это было бы невозможно без провидения Аллаха.

Вот каковы знамения Аллаха. Но иные приписали Ему сынов и дочерей, тогда как Он не подобен человеку. Бог выше, чем они думают.

Скажи им, Мой посланник: тот, кто понял истину — тот приобрёл благо, а тот, кто слеп — навредил себе. Ты не хранитель им, ты должен лишь передать им истину. Повторяй: нет божества, кроме Него. Отвернись от многобожников, но не поноси их идолов, а то и они начнут поносить Аллаха. Пусть пребывают в заблуждении.

Ешьте пищу, которую благословил Господь, верьте в Его знамения. Вам разъяснены ограничения в еде, следует соблюдать запреты. Не берите грех на себя — а он бывает не только явным, но и скрытым (во времена невежества — в доисламксий период — считалось, что грех, например, прелюбодеяние, только тогда является грехом, когда совершен на глазах у людей, а если порок сокрыт, то это уже не грех). Не поддавайтесь сатане, который внушает мерзости.

Для неверных их деяния обольстительны. Они могут притворяться, но видны Аллаху. Между человеком, идущим прямо, и тем, что бродит в темноте — огромное пространство. В каждом поселении есть грешники, они хитрят, но эти хитрости не скрыть от Бога.

Аллах облегчит принятие ислама тем, кого Он пожелает повести прямой дорогой. А иным Он сужает взор и сердце. Так Аллах наказывает неверных. А верным людям жилищем станет рай, Он им помощник на земле и в небесах.

Заметки на полях:  эти строкам толкование Института Аль‑Азхар дает следующее объяснение. «Если те заблудились и сбились с прямого пути, а вы пошли по прямому пути истины, то это — по желанию Аллаха Всевышнего и Его воле. Кого пожелает Аллах вести по прямому пути, тому Он раскрывает грудь для Света ислама и принятия его. А если захочет Аллах сбить кого‑то с прямого пути, то его грудь становится узкой, тесной, неспособной воспринять ислам». Выходит, что от нас не зависит, окажемся ли мы среди верных или неверных, грешников и праведников. Это не может не обескуражить человека. Путь ему выбирает Аллах, а потом Сам и наказывает тех, кто шел неверным путем. Этот момент «алимы» объясняют, как и все остальное, многословно и неубедительно.

В день суда Всевышний соберёт всех, и скажет грешникам из джиннов: вы совратили множество людей. А те, что шли за джиннами, признАются Аллаху, что вели их собственные страсти. О, толпы джиннов и людей! Разве не приходили к вам Мои посланники, разве не говорили о Моих знамениях, о судном дне? В этот день неверные признАют своё неверие и обольщение жизнью. И грешники войдут в огонь.

Господь велик и милостив, он не губит поселения за их грехи, не предупредив. Он не уничтожит вас, заменив другим народом. Но вы не сможете предотвратить наказания от Аллаха.

Джинны: почти не шутка

Эти фантастические существа существовали еще в доисламской мифологии. Остались они и в исламе. Джинны, как и люди, делятся на тех, кто принял веру, и кто не принял. Неверные джинны — недобрые, они вызывают болезни, вводят людей в заблуждение, а добрые помогают людям. Они могут иметь человеческое обличье, а могут приобретать вид животных и неодушевленных предметов. Поскольку они живут рядом с нами, надо постараться не доставлять им неприятностей. Скажем, если бедуинка выбрасывает кипяток на улицу, прежде ей надо произнести имя Аллаха, чтобы джинны разбежались.

У мусульманских народов существует поверье, что плохие джинны обитают в развалинах домов, брошенных жилищах, пещерах. Днем их не видно, а ночью выходят на волю. Они могут прятаться от людей даже под поверхностью зеркала, поэтому по ночам нежелательно смотреть в него. Чтобы не нарушить покой джиннов, по ночам не рекомендуется мести полы, свистеть. Иной раз джинны мужского пола вселяются в женщин, и наоборот. Тогда у человека могут наблюдаться судороги, припадки, а то и беспричинное повышение температуры или артериального давления.

Если у вас дома вдруг пропал какой‑то предмет, а потом нашелся — значит, джинны брали попользоваться. Ничего страшного, просто, найдя, надо произнести имя Аллаха, чтобы стереть следы джиннов с этого предмета. На всякий случай.

Джинны любят поселяться и в сосудах. Поэтому, открывая, скажем, бутылку, нужно произнести имя Бога, чтобы джинн нечаянно не причинил вам вреда. Очень часто они превращают — пора вам улыбнуться — обычную минералку в водку, чтобы искусить добропорядочного мусульманина. Если это произойдет, и вы нечаянно опорожните бутылку — объясните жене, которая вами недовольна. Женщины более проницательны, они сразу поймут, в чем дело.

Ну а если джинн сам забрался в бутылку, а вы его нечаянно выпустили, то сначала увидите прозрачное бесформенное облако, потом оно постепенно приобретает человеческий облик. Будьте осторожны: джинны могут быть огромного размера.

Люди, ангелы и джинны — все три группы существ созданы Аллахом, человек — из глины, ангелы из света, а джинны — из огня. Добрые джинны, которые приняли ислам — внешне обаятельны, даже красивы. Не принявшие ислам, напротив, отвратительны. Добрых джиннов не надо бояться, напротив, при их появлении надо быстро сообразить, как их использовать в деле, которое вы сами не можете сделать — скажем, поднять на высоту какой‑либо тяжелый предмет. Добрые джинны по велению Аллаха помогали Соломону вылавливать жемчуг, строить дома, плавить металл. Несомненно, именно они помогали ему в строительстве огромных сооружений.

Совершенно непонятно стремление ученых разгадать, как в древние времена строились такие сооружения, как египетские пирамиды. Ответ лежит на поверхности — в то время люди научились управлять джиннами, а те делали то, что надо человеку.

Такие напасти, как песчаные бури, цунами, тайфуны — это тоже их работа. Они так развлекаются. Если все обошлось — радуются, а если есть жертвы — горько раскаиваются в содеянном. Правда, в следующий раз не могут отказать себе в таком же удовольствии, глупые.

И добрые, и недобрые джинны — должны же они чем‑то питаться — иногда крадут еду из вашего холодильника. Если вчера вы положили туда кусок мяса, а сегодня не можете найти — это их рук дело. Но этим они не ограничиваются. Особенно они любят красть красивых женщин. Поэтому дамам нежелательно выставлять напоказ свою красоту.

Кстати, они помогут вам завоевать сердце такой красавицы. Нет ничего проще. Надо на хлебной лепешке написать имя главного джинна, — мы надеемся, что вы знаете, как его зовут, — затем растворить лепешку в теплой воде, а получившийся раствор вылить там, где пролегает путь вашей безответной любви. Обычно она быстро приходит.

Посланник, скажи: я пойду своим путём, а вы — своим. Но вы потом узнаете, кто был прав из нас, несправедливые не обретут награды.

Многобожники на пути Аллаха тратят часть добра, а часть отдают божкам. Скверен делёж такой. Идолы ваши оправдывают даже принесение детей своих в жертву (речь идет об обычае арабских язычников закапывать живьем новорожденных детей женского пола из страха их не прокормить), сеют смуту и неверие. Люди измышляют: этот скот запретный, потому что спины его несут поклажу, запретны такие‑то посевы, живородившийся приплод скота можно есть только мужчинам, мертвородившийся — всем. Всё это измышляется от имени Аллаха. Господь воздаст им за эти извращения.

Аллах создал сады, вздымающиеся кверху, и сады, где стелются растения по земле. И финиковые пальмы, и различные плоды, и маслины, и гранат. Ешьте это без ограничений, только будьте умеренны в еде. А также из скота всё, что разрешено вам. Вкушайте то, что даровал Аллах, не слушая шёпот сатаны.

Вот восемь особей животных: овца, баран, коза, козёл, верблюд и верблюдица, бык и корова. Спроси, посланник, тех, кто измышляет, что есть нельзя, что можно: самцов ли, или самок, или то, что в утробе самок, или как‑то по‑другому? Если не смутятся и ответят, скажи: вы это говорите от имени Аллаха? — тогда засвидетельствуйте, где и когда Он такое говорил.

Аллах запретил лишь мертвечину, кровь, свинину, потому что это скверна, нечистое животное. А также то, что заколото без произнесения имени Аллаха. Он снял ограничения с тех, кто вынужден нарушать Его запреты (в случае голода, войны, во время длительного похода). Тем же, кто обратился в иудейство, запрещено есть животных, имеющих нераздвоенное копыто (верблюд, страус), коровий и овечий жир — это расплата за прегрешения предков. Если, посланник, они не поверят — отвечай: Господь милостив, но Он накажет грешников.

Многобожники вам скажут: если бы Аллах так пожелал, то мы молились бы Ему, не вспоминали своих божков. Отвечай им: есть ли у вас доказательства вашей правоты? Нет. Нет в ваших словах истины.

Расскажи, посланник, им о заветах Бога: не считать кого‑то Ему равным; по‑доброму относиться к родителям; не убивать своих детей из бедности — Аллах прокормит их; не приближаться к мерзости — пусть явной или тайной; не губите души, кроме как по велению Аллаха; не отнимайте имущество у сирот; все свои деяния соизмеряйте со справедливостью. Это завещает Всевышний людям, и ничего невыполнимого тут нет. Призови их, посланник, следовать прямым путём, не сворачивая, и страшиться Бога.

Аллах ниспослал через Мусу на землю святую книгу с разъяснениями, каким путём идти, как заслужить награду от Аллаха, как творить добро и милосердие. Следуйте же за ней, о иудеи, и заслужите милость Бога.

И вот, посланник, Аллах посылает через тебя благословенное писание. Пусть соплеменники твои не говорят: ранние писания получили только два народа, на языках, которые мы не знаем (христиане — Евангелие, иудеи — Тору), поэтому не изучали их. И пусть не говорят, что если бы писания те были бы им отправлены, они были бы благочестивы. Несправедливо, получив истину от Бога, отворачиваться и быть небрежными. Разве надо ждать прихода ангелов или особенных чудес? Нет, надо верить в знамения Аллаха, быть богобоязненными, ждать суда.

То, что люди разделили свои религии — ты, посланник, не виновен в этом, Всевышний скажет им при встрече, кто был неправ. Знай, что если кто‑то творит добро — оно отзовётся десятикратно, тому же, кто придет со злом — ему воздастся злом.

Скажи, посланник, людям: Господь повел меня прямой дорогой, к общине ханифа Ибрагима. Тот не был многобожником, для него Бог был един. Скажи им: молитва моя, благочестие, жизнь моя и смерть — всё в руках Аллаха, Господа миров. Мне велено сказать вам это, и я первый из предавшихся исламу. Я не буду искать другого Господа, потому что есть только один Всевышний.

Люди — поданные Аллаха на земле. Одних он возвысил над другими, чтобы испытать Вас. Поистине, Аллах способен наказать, но Он — прощающий и милосердный.

 

ГЛАВА 4. ЧИСТИЛИЩЕ         Погибшие народы

Домашняя ] Вверх ]