" Однажды - сидя на берегу Океана Вечности..."

 

 

Библейская история Земли в научном освещении.

Итак, если мир существует действительно всего лишь несколько тысяч лет, если он создан Богом в гораздо большей красоте и богатстве, чем теперь, если эволюции не было, то какова научная картина ранней истории земли? Есть ли достоверные научные факты, подтверждающие библейское повествование?

Такие факты действительно имеются, и в последнее время наука сталкивается с ними все чаще. Перейдем к их рассмотрению.

Допотопная (первозданная) Земля.

Первые главы Библии сообщают нам о том, что первозданная земля была устроена весьма совершенным образом. Бог оценивает все созданное Им как весьма хорошее.

Черты первозданного мира Библия сообщает нам весьма скупо. Мы знаем только, что животным и людям дана была растительная пища, не приводившая к смерти ни животных, ни растения. Людям полагались в пищу плоды, а животным – зелень. Поедание того и другого безвредно для растений.

Далее сообщается, что животным и людям дается благословение размножиться и наполнить землю и моря (водным животным). Первый человек Адам поставляется как бы управляющим, как бы царем над всею прочею тварью, ему Бог велит дать имена животным, что и было исполнено. Подчеркивается, что человек сотворяется особым образом, не какое-то животное «переделывается» в человека, а отдельно из персти земной сотворяется его тело и особым Божественным вдохновением в него вдувает Бог душу, между тем как прочим тварям сотворяется душа из земли или из воды. Такое выражение показывает бесконечное отличие души человека от душ животных. Человек, сказано, создан по образу Божию, и этот образ прежде всего в душе, в нравственных понятиях, в возможности Богообщения, во владычестве над прочими тварями.

Еще о допотопной земле упоминается, что на нее Господь не посылал дождя, но она орошалась из подземных источников, испускавших орошающий пар.

Вот вкратце и все естественно-научные библейские сведения о первобытной земле.

Палеонтология сообщает нам, что древняя растительность была гораздо богаче, что у древних растений очень трудно различить годичные кольца, и что по всей земле от полюса до полюса был когда-то весьма теплый и влажный климат, благоприятствовавший такой растительности. Среди ископаемой флоры и фауны встречаются зачастую современные виды, хотя явно, что господство принадлежало вымершим видам. Все окаменелости, похожие на современные, показывают, что в древности животные и растения достигали гораздо больших размеров и, вероятно, более длительных сроков жизни, чем теперешние их потомки тех же видов.

Все эти факты и библейские сообщения объяснить просто, тем более, что и сама Библия дает подсказку: над атмосферой (твердью небесной) были собраны воды. Эта «вторая», водно-паровая атмосфера, видимо, и создавала гигантскую общепланетную оранжерею, в которой был поселен весь первый мир (рис. 25). Расчеты показывают, что этот водно-паровой экран был столь мощным, что создавал на земле двукратное атмосферное давление. При таких условиях состояние атмосферы, действительно, должно было быть стабильным.

Свободно пропуская видимую часть солнечного света, паровой экран должен был задерживать излучаемую землей длинноволновую часть спектра, сдвигая общий тепловой баланс планеты. Это приводило к ровному теплому климату по всей планете, к малым колебаниям суточных и годовых температур. Ни ночью, ни даже зимою нигде на земле не ощущалось холода, потому и деревья не имели годичных колец, так как росли все время равномерно.

Равномерный прогрев земли должен был заметно снизить активность воздушных масс. Известно, что даже в наших условиях, ясным утром тихо, а когда солнце немного согреет землю, поднимается ветер, поскольку одни места нагрелись сильнее, а другие меньше. Ранняя же земля прогревалась медленно и равномерно, благодаря своей второй атмосфере. К тому же резким ветрам должна была мешать буйная лесная растительность. Интересно, что у древних деревьев была слабо развита корневая система при огромной высоте ствола. На ветреную погоду такие деревья не были рассчитаны.

Не должно было быть на земле и дождя. Атмосфера была насыщена влагой. Дождь должен был выпасть из той тучи, которая попала бы в более холодное место атмосферы, где пар мог бы сконденсироваться. Но благодаря равномерности прогрева всего гигантского «парника», такого места нигде не появлялось. Влага тихо испарялась и столь же тихо конденсировалась в виде росы. Потому и получалось, что пар поднимался и орошал все лице земли – как и сказано в Библии.

Впрочем, под этим паром следует разуметь и геотермальные воды – активные источники, которые только и могли питать большие допотопные реки, упоминаемые в Библии.

Упоминание о радуге, которую увидели люди только после потопа, наводит на мысль, что в допотопной атмосфере видеть ее было невозможно. Действительно, особенность радуги состоит в том, что она видна только на солнце и только под определенным углом, почему и имеет форму дуги. Иначе разложение белого света в спектр в мелких каплях не происходит. До потопа же и свет был гораздо сильнее рассеян, не образуя четко направленных лучей, и самих капель дождевых, очевидно, не было.

Вторая атмосфера земли должна была создавать и двойное атмосферное давление. Это подтверждается находками янтаря с воздушными пузырьками, давление в которых даже сейчас, спустя тысячелетия, выше атмосферного. Находки окаменелых отпечатков древних насекомых свидетельствуют об их громадных размерах по сравнению с нынешними. Это также говорит в пользу более высокого атмосферного давления в древности, поскольку насекомые дышат через свой хитиновый покров и чем больше парциальное давление кислорода, тем на большую глубину он может проникнуть и тем больших размеров может достигнуть насекомое. В условиях повышенного давления и некоторые птицы, плохо или вовсе нелетающие ныне, вполне могли использовать свои крылья по прямому назначению.

Повышенное атмосферное давление в древности снизилось до современного уровня, вследствие разрушения водно-паровой оболочки, выпавшей на землю сорокадневным ливневым дождем. Этой переменой давления может быть объяснен факт опьянения Ноя. Очевидно, изготавливать виноградное вино люди умели и до потопа, но тогдашний его алкогольный эффект, который, как известно, сильно зависит от парциального давления кислорода в воздухе и, соответственно, в крови, – был незначительным, примерно как от кисломолочных продуктов. Поэтому даже незначительная доза алкоголя, принятая Ноем, впервые после потопа, в условиях пониженного атмосферного давления, причинила ему совершенно неожиданные неприятности. Ною, как величайшему праведнику в роде своем, наверняка была свойственна умеренность во всем и воздержание. Но ни он сам, ни его сыновья – судя по их реакции – просто не имели понятия о состоянии опьянения. Подобное могло случиться с любым жителем равнины, если бы он поднялся в горы и позволил бы себе там принять самую скромную дозу алкоголя.

Водно-паровой экран кроме прочего хорошо защищал землю от жесткого космического излучения. Наряду с повышенным давлением это весьма благотворно должно было сказываться на состоянии здоровья и долголетии всего живого. Гигантские деревья, как и гигантские пресмыкающиеся растут всю свою долгую жизнь – по этой причине они и могли достигать огромных размеров. Точно так же и люди должны были быть здоровее и жить дольше. Подтверждение этому мы находим в Библии, где указывается, что возраст допотопных людей исчислялся 8-9 сотнями лет (рис. 26).

Этому способствовал практически нулевой уровень радиации по сравнению с нынешним, что сводило на нет мутации соматических клеток, сокращающие долголетие, а также мутации половых клеток, которые могли бы приводить к наследственной дегенерации. Первым людям при таких условиях не страшны были родственные браки. Дети Адама могли брать себе в жены только родных сестер. Если на такие вещи дерзают современные люди – вопреки запретам любой религии – то жизнь показывает, что от таких браков непременно рождаются уроды. Это и понятно. Близкие родственники могут быть носителями одной и той же рецессивной мутации, унаследованной от общего предка. Если бы они вступали в неродственные браки, то мутация скорее всего не проявлялась бы, а в родственном (кровосмесительном) браке, она становится разрушительной. Но первым людям незачем было опасаться мутаций.

Вспомните из курса генетики, когда проявляет себя рецессивный признак и что будет, если оба родителя несут один и тот же мутированный аллельный ген.

Другой важный фактор общего долголетия всего живого – опять же двойное давление. Ныне иногда используется особая барокамерная терапия, когда человека помещают жить некоторое время в барокамере под избыточным давлением. Замечено, что такое воздействие способствует скорейшему заживлению ран, замедлению старения, профилактике различных заболеваний, улучшению системы кровообращения и т.п.

Все обменные процессы в организме по идее должны идти лучше при повышенном давлении. В крови лучше растворяется кислород – человеку можно реже дышать. В таких условиях, видимо, не требовалась животная пища, поскольку и растительная, вероятно, была богаче. Потому людям лишь после потопа было позволено употреблять в пищу мясо. Скорее всего, это касается не только людей. Первозданные хищники по свидетельству Библии были травоядными. Видимо, нет ничего удивительного в том, что они могли есть траву, достаточно посмотреть, как ищет молодую травку кошка или собака. Весьма вероятно, что их когти и зубы, а также желудки, приспособленные к плотоядию, не использовались долгое время по назначению, поскольку первый род хищников (барамин) включал в себя значительный набор признаков. Видимо, целые семейства: медвежьих, псовых, кошачьих, происходят каждое из одного барамина. После потопа произошла быстрая специализация всех этих животных по климатическим и кормовым нишам.

В целом можно сказать, что первый мир был устроен действительно гораздо совершеннее, чем теперь. В нем не было смерти, не было дегенерации всего живого. Если бы люди не нарушили Божию заповедь, это нетление сохранилось бы и упрочилось. Но вышло иначе.

Совершив первое преступление, люди довольно быстро стали развращаться от поколения к поколению. Длительные сроки относительно безболезненной жизни в прекрасных климатических условиях способствовали забвению о смерти и обо всем духовном. Люди стали слишком плотскими, не способными к общению с Богом, а потому Бог решает истребить их, кроме одного праведника и семьи его, а для этих оставшихся сократить срок жизни и создать более трудные условия существования. Обе эти цели достигнуты были наведением на землю всемирного потопа.

Потоп.

Господь, сотворив весь мир в шесть дней, указал на день окончания творения. С тех пор в мире действуют законы количественного сохранения: массы, энергии, заряда и т.п. После грехопадения человека начали действовать законы качественного распада: дегенерации и вымирания. Но Сам Законодатель остается превыше этих законов. Как сам мир сотворен не по этим законам, а вопреки им, так и после сотворения мира, по особому действию Божию возможно частное изменение этих законов, зависящее от воли Божией, а эта воля в какой-то мере ориентируется на поведение людей: нужно ли их наказать, или отвести от них наказание.

Если мы называем чудом событие, противоречащее современным законам природы, то возникновение мира является чудом, абсолютно необъяснимым современными законами. Кто сотворил это чудо, Тот легко может сотворить чудо меньшее, поэтому с фактом чуда у нас не должно быть серьезного логического затруднения.

Потоп мог быть или не быть – это зависело от воли Божией, а та в известной мере определялась нравственным состоянием человека. Бог от вечности предвидел, что человек падет, а потоп придется насылать для исправления рода людского. Поэтому возможно, что земля была сотворена в виде некой «бомбы замедленного действия», хотя и в самом прекрасном виде. Если бы человек не согрешил – тогда чудесным образом был бы «изъят взрыватель», и земля оставалась бы столь же прекрасной. Возможно и обратное: земля была создана без всякой возможности к катастрофе, но чудесным образом наведена была эта кара впоследствии.

Так или иначе, потопная катастрофа в каких-то основных своих причинах могла быть действием, не укладывающимся в законы природы. При этом видимые следствия этих глубоких скрытых причин были уже вполне объяснимы.

В частности, предполагается, что допотопная земля содержала большее, чем ныне, количество воды, примерно 19-20 %, – как в метеоритном веществе. Затем можно допустить, что после грехопадения по каким-то причинам началось разогревание недр земли – путем радиоактивного распада, к примеру. Достоверно подтвердить или опровергнуть эти в принципе уже ненаблюдаемые явления под земной корой, имевшие место около пяти тысяч лет назад, не представляется возможным.

Но если эти обстоятельства действительно имели место (по причине ли такого сотворения земли или чудесного вмешательства после грехопадения – нет существенной разницы), то дальнейшее объяснимо. Избыток воды, как вещества более легкого по сравнению с веществом мантии, начал перемещаться к земной коре, под которой скопилось большое количество перенасыщенного водного раствора в перегретом состоянии. При падении какого-то метеорита или даже просто из-за приливной деформации в натянутой до критического состояния земной коре произошел разлом, через который вода с растворенными в ней веществами устремилась на поверхность. Этот разлом был, очевидно, не один, потому что распространялся он очень быстро – со скоростью звука в породе и за два часа обогнул всю планету. Там, где земная кора была тоньше, могли образоваться и иные разломы. Все в совокупности они названы в Писании «источниками великой бездны». По сути дела, совершилось почти одновременно по всей земле грандиозное вулканическое извержение. Даже теперь до 90 % вулканических извержений составляет вода.

Расчеты геофизиков показывают, что выброс пород мог составить до 20 км в высоту. Это должно было привести к довольно скорой конденсации водно-парового экрана и его выпадению на землю в виде сорокадневного ливня. К общему уровню воды это прибавило еще 12 метров по всей поверхности. Но основную долю потопных вод должны были составить подземные выбросы. Эти «источники великой бездны» затопляли землю уже не 40, а целых 150 дней, как сообщает нам Библия. По-видимому, первобытная земля не имела высоких гор, и чтобы затопить их, требовалось поднять уровень воды на несколько сот метров. Согласно Третьей Книге Ездры, при сотворении мира вода была собрана на седьмой части земли (3 Езд. 6, 42). Если бы все воды современных океанов распределить по земле равномерным слоем, то его толщина составила бы до 3,5 км. По расчетам, примерно половина вод современного мирового океана извергнута при потопе, так что нет оснований сомневаться в истинности Библии, когда она говорит, что над самыми высокими горами вода поднялась на 15 локтей.

Водно-паровой экран, а с ним и парниковый эффект очень быстро исчезли. Вулканический пепел, поднявшийся в небо в огромном количестве, в значительной степени заслонил от земли солнце, что должно было привести к резкому похолоданию в полярных областях. По данным многолетних метеорологических наблюдений самые низкие температуры и зимой, и летом в районе Москвы были зарегистрированы в 1880-х годах после извержения знаменитого вулкана Кракатау. Причина – выброс пепла в верхние слои атмосферы. Есть предположения, что резкое похолодание в северном полушарии могло быть вызвано внезапным изменением угла наклона земной оси. У нас нет здесь возможности глубоко вдаваться в объяснение похолодания, но должно констатировать факт: вечная мерзлота представляет собой те же самые геологические слои пород, но не окаменевшие, а замерзшие. До сих пор бурение скважин в мерзлоте доставляет палеонтологам материалы для изучения: многочисленные остатки «свежезамороженных» животных и растений, пальмовые, сливовые деревья с зелеными листьями и спелыми плодами. Останки животных и растений, которые могли сохраниться в иных местах лишь в виде окаменелостей и отпечатков, здесь присутствуют с сохранением мягких тканей.

Интересно, что ископаемых мамонтов издавна находили в мерзлоте и всегда в замороженном виде. Само слово «мамонт» происходит от татарского «мамма» – земля. В сибирских народах бытовало поверье, что мамонт – это особый гигантский подземный крот, который погибает всякий раз, как вдохнет свежего воздуха. В таком виде его обычно и находят люди.

Долгое время бивни мамонта в России были основным источником слоновой кости. Мороженых мамонтов находили буквально целыми стадами. Документально известно, что сибирские собаки с удовольствием ели мясо мамонтов, которое только еще начинало портиться. Есть сообщения алеутов, что им тоже доводилось отведать этой давней «свежатинки». Научные экспедиции неоднократно находили мамонтов с непереваренной пищей в желудке и даже с недожеванной во рту! Можно ли после сказанного считать этого древнего слона жившим в ледниковый период и вымершего после него от потепления – как это пишут порою в книгах по эволюции?

Несомненно, что прокормить такие стада таких крупных животных могла только буйная допотопная растительность, и что все эти стада были уничтожены практически одновременно одной и той же гигантской катастрофой: залиты грязевыми потоками, которые очень быстро, почти тотчас же замерзли. Вряд ли что-то, кроме потопа, и притом потопа замерзающего, может объяснить находки мамонтовых туш, какова бы ни была причина замерзания потоков грязной воды.

Очевидно, впрочем, что похолодание произошло далеко не во всех, а только в полярных районах. Однако в остальном картина катастрофы была схожая: окаменелости живых организмов, где бы они ни были найдены, несут следы внезапной и насильственной гибели. Встретим ли мы отпечатки свежих листьев, или рыбу, окаменевшую в момент заглатывания более мелкой рыбешки, или самку ихтиозавра, рожающую детеныша и в таком виде погребенную, или найдем целое кладбище костей древних животных из самых разных периодов и даже эр, где все кости перепутаны и переломаны, как только можно сделать гигантскими потоками – все это говорит о внезапности катастрофы.

Ископаемых двустворчатых моллюсков находят с плотно закрытыми створками раковин, хотя известно, что естественно умершие моллюски раковины свои открывают. Есть отпечатки, показывающие, что некоторые моллюски даже пытались ползти внутри породы, уже будучи погребенными. Упоминавшиеся выше находки следов динозавров и людей также могли образоваться лишь при потопной катастрофе. Спасаясь от воды и динозавры, и люди пробежали по только что изверженному слою породы, на котором отпечатались даже крупные дождевые капли! Этот слой породы вскоре оказался залит водой и застыл прежде, чем на него лег новый слой.

Опыты на моделях показывают, что каждый новый слой породы намывается потоком, просто изменившим направление. Потому осадочные породы и лежат повсюду слоями. Медленное же накопление осадков просто не могло оставить границ между слоями.

Огромные приливные волны, уменьшенным подобием которых могут служить современные цунами, порою возникающие при извержении подводных вулканов, смывали с оставшихся участков суши все живое и «собирали» смытое в относительно спокойных местах, где останки очень вскоре погребались и спрессовывались новыми грязевыми потоками. Так возникли и каменноугольные залежи и «кладбища» динозавров. В конце концов вся планета покрылась толстыми (в сотни метров) слоями осадочных пород.

В залегании геологических слоев, как указывалось выше, наблюдается определенная последовательность, хотя и содержащая множество исключений. Традиционная хронология, как мы помним, видит в этой едва прослеживаемой последовательности этапы эволюционного развития жизни. Но на самом деле эта последовательность не хронологическая, а экологическая (рис. 27).

Поясним подробнее. Очевидно, что самая тонкая земная кора должна была быть на дне морском, как это наблюдается и теперь. Первые разломы, первые «источники великой бездны», вероятно открылись в море. Первые массы пород извергнуты были именно там и первыми жертвами внезапного погребения под этими породами должны были стать донные животные, которые вовсе не умеют плавать или плохо плавают. Потому-то кембрийские породы и содержат все типы беспозвоночных, самого разного уровня организации от «простых» губок до сложнейших членистоногих. И по той же причине докембрийские слои не содержат подобных окаменелостей. Эти слои не более древние, чем кембрийские, но просто они были под дном моря, и кроме бактерий и сине-зеленых водорослей там никто никогда не жил.

Не вся, впрочем, донная флора и фауна была сразу же погребена. Часть ее была поднята волнами и раскидана по всей затопленной планете, почему до сих пор на самых высоких горах находят морские окаменелости. Любое место на земле было когда-то дном моря – именно на протяжении одного года, когда бушевал потоп.

Более способные пловцы из морских обитателей или вообще пережили катастрофу безболезненно, или по крайней мере были «накрыты» извергаемыми породами выше (позже) донных обитателей. Т.о. на геохронологической шкале появляется эпоха рыб и головоногих моллюсков.

Затем потоки взвешенных пород хлынули на сушу и первыми жертвами стали прибрежные обитатели, особенно малоповоротливые из них – амфибии, потом точно так же погребены были и динозавры. Млекопитающие и птицы могли противостоять стихии дольше. Вдобавок, логичнее предположить, что звери жили не бок-о-бок с динозаврами в гигантских «меловых» болотах, а в более возвышенной местности. Наконец, дольше всего могли сопротивляться стихии именно люди, наверняка использовавшие подручные плавательные средства. Не забудем, что допотопные люди были намного здоровее современных. Кроме того, они, очевидно, хорошо знали, где находятся горы, куда бежать. Судя по сказаниям мифов, они знали предсказание о катастрофе и, хотя не придали ему поначалу должного значения, могли сразу же принять меры ко своему спасению, меры уже малоэффективные против такого катаклизма. Это, видимо, и является главной причиной того, что ископаемых «миоценовых» людей встречается мало. В большинстве своем люди не были погребены породами, или только верхним их слоем, вследствие чего тела их не образовали окаменелостей, а просто сгнили бесследно.

Ясно, что при таком описании потопных событий мы никак не можем получить четкой геологической последовательности окаменелостей, но должны заметить лишь определенную тенденцию. Но именно такую картину и дает нам палеонтология: от донных морских беспозвоночных вверх к высшим позвоночным и при множестве исключений из этого общего правила.

Окончание потопа.

Итак, земная кора значительно утолщилась и понесла на себе уже вдвое большее количество воды, чем было ранее. Изверженные породы распределились по поверхности земли неравномерно, верхний же слой воды над ними стал вполне гладким, горизонтальным.

Вода имеет меньшую плотность, чем земная кора, а та, в свою очередь, еще меньшую, чем земная мантия, на которой «плавает» кора вместе с наземной водой. Постепенно вся система должна была вернуться к равновесию по окончании извержения подземных вод и пород. Наиболее толстые участки коры, сильно «утопленные» в мантию начали всплывать, как всплывает дерево в воде, если будет сильно погружено. По сути здесь действует обычная архимедова сила, с учетом только того, что мантия – так сказать, более вязкая жидкость, а разной толщины участки земной коры связаны друг с другом, так что поднятие суши после потопа заняло почти год, как свидетельствует Писание (рис. 28).

С поднимавшихся участков суши, всплывавших на мантии, стекали огромные потоки воды, которые и промыли широчайшие речные русла. Чем можно объяснить повсеместное существование речных долин, если река всегда имела такой же расход воды, что и теперь? Объяснение просто: когда-то вся долина наполнялась отступавшей потопной водой. Еще труднее с позиций униформизма представить себе, как могли образоваться громадные каньоны у довольно небольших рек, как за те воображаемые миллионы лет, пока река все углубляла русло в каньоне, его отвесные стенки не осыпались вниз. Недавний же потоп объясняет все гораздо проще: большой поток отступающей воды сравнительно быстро промыл каньон в еще не очень твердых породах.

В 1980 году свершилось величайшее извержение вулкана Сант-Геленс, штат Вашингтон, США. Геологи получили возможность наблюдать, как быстро могут формироваться осадочные слои: до восьми метров в сутки. Общий слой новообразованных осадков имел толщину до 180 метров. В 1982 году с той же горы сошел селевой поток, который в еще не затвердевших слоях всего за один день проделал каньон глубиною до 43-х метров! Опять же, миллионы лет, якобы необходимые для геологии, вызывают большие сомнения.

Отметим, что довольно значительная часть потопных вод испарилась и выпала в полярных областях огромными ледяными «шапками», которые пребывают до сих пор. Растопление этих «шапок» затопило бы все прибрежные низменности, причем уровень океана поднялся бы на несколько десятков метров.

После исчезновения парового экрана и по сути одновременного возникновения высокогорных массивов, климат на земле изменился. Неравномерность прогрева поверхности земли привела к сильным ветрам и возникновению климатических зон. Появились холодные и засушливые области, проще сказать география планеты приобрела практически свой современный вид. Естественно, поскольку вся потопная вода осталась на поверхности земли, океаны углубились, а поверхность суши в сравнении с допотопным временем сильно сократилась. Биосфера планеты должна была соответствующим образом измениться. Господствовавшие гигантские споровые растения выродились и вымерли. Подобным образом вскоре исчезли и многие животные. Но прежде чем об этом говорить, следует задать вопрос: как вообще могли сохраниться сухопутные животные и люди во время потопа?

Ноев ковчег.

Как уже отмечалось, практически у всех народов мира хранится предание о спасении одного человека со своей семьей в большом судне, со многими животными на борту. Библия дает нам описание этого судна наиболее подробно.

Из священного текста мы узнаем прежде всего размеры ковчега. Если локоть считать за полметра, то они составляют 150 м в длину, 25 в ширину и 15 в высоту. Водоизмещение судна, лишь наполовину погруженного в воду, должно составить до 20 тысяч тонн. Такого размера судов история не знала до самого недавнего времени, и никогда прежде такой корабль не делался из дерева (рис. 29).

Размеры судна были заданы Ною в Божием откровении. Характерно, что их соотношение является оптимальным для устойчивого дрейфа при любом волнении. Это устанавливают лишь современные расчеты и судостроительная практика, которой не могло быть у древнего бытописателя. Указан был и материал для постройки – дерево гофер (неизвестно, что означает это название; большинство толкователей Священного Писания полагают, что это был кипарис или кедр), просмоленное изнутри и снаружи. Велено было Ною сделать судно трехпалубным и крытым. Общая площадь палуб ковчега должна была составить 9300 м2, а объем – 43 000 м3, что эквивалентно 569 стандартным железнодорожным вагонам для перевозки мелкого скота, вмещающим по существующим в мире нормам по 240 особей каждый. Животные, скорее всего, были взяты молодыми, ведь им надлежало принести как можно большее потомство после высадки.

Из современных животных для спасения в ковчеге нуждались около 20 тысяч видов, что заполняло судно лишь на четверть. Взяты были, очевидно, и вымершие ныне виды, в том числе и динозавры. Вовсе не обязательно было допускать в ковчег гигантов, можно было взять молодняк или даже просто яйца рептилий. И даже при таком подсчете половина судна оставалась для запасов корма и людей.

Огромные размеры ковчега, указанные в Писании, практически сводят вероятность фальсификации текста или вымысла к нулю. Три тысячи лет назад, когда писалась Библия, не только не строили громадных судов, но и не знали всего разнообразия животных – известно было самое большее – несколько сотен видов, для размещения которых вовсе не требовалось такое огромное судно. Тогдашнему фальсификатору гораздо проще было изобразить Ноев ковчег просто большой лодкой. Если бы потоп не был всемирным, то, конечно, не было нужды вообще строить ковчег, достаточно было, загодя получив откровение о наводнении, откочевать в местность, не подлежащую затоплению. Все это подтверждает достоверность библейского повествования.

Что же сталось с ковчегом впоследствии? Писание сообщает, что он остановился «на горах Араратских». Действительно, недалеко от горы Арарат в вечном леднике, оттаивающем иногда в летнее время, некоторым путешественникам удавалось видеть часть деревянного судна. В Первую мировую войну ковчег увидели русские летчики. Несмотря на военное время, Государь Николай Второй отправил экспедицию в 150 человек, которая добралась до ковчега, сделала подробное описание и фотографии. Внутри ковчега было обнаружено множество перегородок, большие бревенчатые стенки и мелкие из железных прутьев – очевидно все для содержания животных. Был обнаружен даже жертвенник из камней – тот самый, который упоминается во всех мифах, где Ной приносил благодарственную жертву Богу. Часть ковчега была разобрана на дрова и на постройку хижины для жилья.

Результаты исследований были уничтожены большевиками, которые уже захватили власть к моменту возвращения экспедиции. В дальнейшем исследования в этом районе были крайне затруднены, поскольку эта территория, отторгнутая от Российской империи, стала пограничной между СССР, Турцией и Ираном. С тех пор предпринимались различные попытки поиска, но с учетом указанных трудностей, не дали ожидаемых результатов.

Легко сообразить, что оледенение ковчега и его погружение в леднике совершилось уже долгое время спустя, после покидания ковчега людьми и животными, – в результате дальнейшего поднятия нагорья.

Люди и динозавры.

Если действительно мир создан в исторические времена, значит, люди должны быть современниками динозавров и прочих вымерших зверей. Но это же невозможно! – восклицают некоторые. – Что же в этом странного? – ответим мы.

Допотопный мир едва ли вообще знал плотоядных животных. До грехопадения человека смерти на земле не было вовсе – так учит Священное Писание, хотя этот факт наукой принципиально не проверяем. После же изгнания человека из рая смерть вошла в мир, но условия первого мира в целом сохранились. В условиях жаркого климата, богатейшей растительности и двойного атмосферного давления животным требовались в несколько раз меньшие энергетические затраты и даже хищникам охота требовалась не так уж часто. Люди же, если верить Писанию, до падения имели полную власть над зверями, которую до какой-то степени мы не утратили и ныне: дикие звери обычно избегают встречи даже с безоружными людьми. Так ли уж страшны были первым людям допотопные хищники?

Большинство вымерших гигантов – твари заведомо травоядные. Самым свирепым чудовищем считается тираннозавр, изображения которого вошли в моду. Это чудище передвигалось на двух задних лапах и имело смехотворно недоразвитые передние конечности, которые не дотягивались даже до пасти. Много ли бед мог натворить такой монстр одними своими зубами? – Едва ли.

Итак, роду человеческому такое сосуществование реально не угрожало мгновенным истреблением. Кроме того, мы знаем уже о находках пересекающихся следов человека и древних чудовищ. Следует вспомнить и о наскальных рисунках древних людей, по которым удалось опознать практически всех известных палеонтологии динозавров. Очевидно, художники видели своими глазами этих чудовищ.

Во множестве древних сказаний, а главное – в письменных источниках Европы и Ближнего Востока, относящихся к христианской эре, – сохранилось множество сведений о битвах древних людей с драконами и ящерами, описания которых достаточно похожи на ископаемые существа. Легендарные черты чудовища приобретают лишь в преданиях тех народов, у которых письменность появилась поздно, например, наш сказочный змей-горыныч с несколькими головами. Более древние хроники описывают ящеров гораздо более похожих на реальных динозавров.

Упоминания о динозаврах можно встретить и в Библии. Укажем только два «классических» существа. В 40-й главе древнейшей библейской Книги Иова Господь указует праведнику на самое громадное сухопутное и самое большое морское существо, которые в еврейском тексте именуются «бегемот» и «левиафан» соответственно. В славянском тексте эти слова переведены как «зверь» и «змей», а в русском оставлены без перевода. «Бегемот» и «левиафан» упоминаются и в Третьей Книге Ездры (3 Езд. 6, 49-52) как два самых крупных животных от сотворения мира (в славянском тексте переведены, соответственно, как «енбх» и «левиафам»). Ни одно из ныне живущих существ не подходит под описание этих чудовищ. Бегемот – гигантский травоядный зверь, который поворачивает хвостом, как кедром, ноги его подобны медным трубам, кости – как железные прутья. Бегемот живет в прибрежных зарослях, не боится наводнений, хотя бы Иордан устремился к пасти его. Человек не может даже нос его пронзить багром, столь громаден и силен этот зверь. Конечно, короткохвостый гиппопотам (или же слон) на это описание «не тянет», а вот диплодок вполне ему соответствует (рис. 30).

Из описательных черт левиафана отметим, что он покрыт плотно подогнанными гигантскими чешуями – щитами, между которыми даже воздух не проходит, он имеет в пасти два ряда зубов («двойные челюсти»). Силою и красивою соразмерностью членов он превосходит всех. Смешны любые попытки человека вступить с ним в единоборство. «Вся плавающая собравшеся не подымут кожи единыя ошиба (хвоста) его и корабли рыбарей – главы его» (Иов. 40, 26). Левиафан дыханием своим может изводить пламя.

Ясно, что ни один кит не подходит под это описание. Это явно чешуйчатое пресмыкающееся, скорее всего – гигантский кронозавр. Что же касается сообщения о его пламенном дыхании, то не столь уж безрассудно предположение, что древние динозавры могли иметь реакторные камеры, подобные той, что мы видели у жука-бомбардира, только, конечно, соответствующих размеров. Сведения об огнедышащих драконах в разных древних источниках настолько часты и, при том независимы друг от друга, что вполне можно полагать реальную основу под этими описаниями.

Отчего же вымерли эти чудовища? – Несомненно, от изменившихся условий жизни после потопа. Здесь можно отметить целый ряд причин.

Во-1-х, это повышенный уровень радиации, который, производя мутации соматических и половых клеток, сокращает сроки жизни и способствует генетическому вырождению. Гиганты, естественно, не могли быть существами сильно плодовитыми, не могли они и быстро достигать половой зрелости. Поскольку растут они всю свою жизнь, то сокращение срока этой жизни не давало им оставить достаточно потомства.

Во-2-х, исчезла необходимая кормовая база, поскольку древняя растительность, уничтоженная потопом, уже практически нигде не восстановилась в прежнем виде.

В-3-х, почти нигде на земле не осталось прежнего теплого и влажного климата и у холоднокровных тварей должны были возникнуть серьезные проблемы с терморегуляцией. Вероятно, и яйца динозавров, которые прежде могли быть отложены просто на вольном воздухе, теперь нуждались в «насиживании», а этому динозавры при сотворении «обучены» не были.

В-4-х, снижение атмосферного давления само по себе должно было осложнить жизнь гигантских существ, которым требуется большое кровяное давление. Свертываемость крови при таком атмосферном давлении резко падала, и любая царапина могла привести динозавра к смерти – чем, судя по древним записям, люди умело пользовались в сражениях с драконами.

В-5-х, в известной мере исполнилось библейское предсказание о вражде между человеком и всем «родом змииным», данное Богом после того, как диавол соблазнил людей на грех именно устами змия. Если же мы не будем сходить с языка науки, то должны констатировать, что люди даже в древности приложили усилия, прежде всего умственные, к тому, чтобы истребить этих «змиев», которые вовсе не были защищены от истребления достаточной плодовитостью.

Следует отметить, что в океане климатические и радиационные условия изменились значительно меньше (сама вода служит неплохим экраном от жесткого излучения). В 1977 году японское рыболовное судно выловило у берегов Новой Зеландии труп недавно погибшего плезиозавра. К сожалению, рыбаки по скупости не захотели выбросить рыбу из рефрижератора, а предпочли выбросить столь сенсационную находку, которую, правда, догадались сфотографировать. Если бы они знали, как продешевили! Находка была объявлена главным открытием года (рис.31).

Отметим еще целый поток свидетельств о подобном же чудище, обитающем до сих пор в шотландском озере Лох-Несс (так называемый «Несси»). Его видели сотни раз на протяжении нескольких веков, есть и фотографии, но живого поймать его не удавалось. «Можешь ли ты удою вытащить левиафана и веревкою схватить за язык его?.. Он царь над всеми сынами гордости» (Иов 40, 20; 41, 26).

Есть целый ряд и других свидетельств об обитающих в морской пучине осторожных и неуловимых морских чудовищах, явно отличных от китов, акул и тюленей. Впрочем, и наземные динозавры вымерли не все, Современные вараны и крокодилы – чем не динозавры?

Потоп и население Земли.

После потопа люди вновь стали размножаться на земле. Подсчитано, что если потоп был около пяти тысяч лет назад, а рост населения составлял бы в среднем полпроцента за год (нынешний темп – два процента в год), то за это время население земли достигло как раз современного уровня. Темп в полпроцента взят средним. Вероятнее всего, в спокойной обстановке он был намного выше, вследствие же войн, катастроф, эпидемий мог снижаться до нуля и ниже. Во всяком случае, если бы ко времени первых послепотопных цивилизаций, которые раскопаны археологами и довольно единодушно датируются пятитысячелетним сроком, люди, происходившие от обезьян, насчитывали популяцию хотя бы в несколько тысяч – тогда демографический кризис наступил бы уже целые века тому назад.

Характерно, что наш век, несмотря на доселе невиданные мировые войны, страшные тоталитарные режимы, неслыханное количество абортов и распространение противозачаточных средств, несмотря на бешенную преступность и терроризм, несмотря на всякие законы об ограничении рождаемости – дает самые высокие темпы роста населения. Поэтому предположение о полупроцентном росте населения в среднем за всю мировую историю достаточно правдоподобно, то есть его нельзя считать сильно завышенным.

Впрочем, любые расчеты населения на длительные сроки назад, когда никто не вел реальной переписи населения, довольно приблизительны. Эволюционисты могут полагать, что в древних цивилизациях вовсе не было роста населения, но это неправдоподобно. Вывод один: сроки жизни человека на земле ограничены болезнями и другими обстоятельствами, а сроки жизни человечества ограничены земными ресурсами. Это не слишком длинные сроки.

Как одному человеку следует иногда обдумывать свою жизнь и почаще вспоминать о ее неизбежном конце, так и всему человечеству стоит знать, что как бы ни тешило оно себя надеждами на прогресс, конец земной истории и ответ на суде Божием неизбежен. Как неприлично старухе изображать молодую девицу, так и современному человечеству давно пора оценить свой старческий возраст.

Господь Иисус Христос объяснял, что конец земного мира наступит также внезапно для большинства людей, как и потоп для большинства современников Ноя. Как в те времена, так и перед концом света люди совершенно забудут Бога и вечность, будут тешить себя мечтами о земном счастье. Никто не станет воспринимать всерьез то, что мир и история движутся не столько естественными, научно-познаваемыми причинами, сколько духовно-нравственными двигателями.

Впрочем, здесь мы опять отошли из области научного знания и в очередной раз очерчиваем его контур, показывая лишь ограниченность сего знания.

Приложение к уроку 8

Динозавры и древние пустынники.

В литературе по креационной науке самое интересное место занимают свидетельства совместного проживания на земле людей и динозавров. Если они действительно жили на земле одновременно, значит, возраст земли составляет лишь немногие тысячелетия в соответствии со Священным Писанием. Значит, не было и никакого превращения пресмыкающихся в зверей и людей. В доказательство часто приводятся ссылки на Библию (особенно на Книгу Иова, гл. 40) и на западноевропейские хроники. Но, оказывается, за подобными свидетельствами не нужно ходить далеко – они имеются в православной аскетической литературе, которую можно было бы назвать классической.

Перед нами одна из таких книг – «Жизнь пустынных Отцев» пресвитера Руфина. Автор совершил длительное и опасное путешествие по египетским монастырям в 70-х годах IV века и составил описание многих подвижников, с которыми ему довелось увидеться. Для нашей темы из его сочинения будут интересны лишь некоторые фрагменты – ведь автор не натуралист, он разыскивал в пустыне не динозавров, а монахов, чтобы научиться у них духовной мудрости. Но весьма большое внимание Руфин уделяет внешней стороне подвижничества своих героев, их постам, бдениям, особенно же – чудесам. И вот здесь встречаются в повествовании таинственные существа – бегемоты и драконы.

«Однажды гиппопотам опустошал близкие по соседству страны. Земледельцы просили его (авву Бена) о помощи. Придя в ту местность и увидав огромного зверя, он обратился к нему со словами:  « Именем Иисуса Христа запрещаю тебе опустошать эту землю!»

Зверь бросился бежать, как бы гонимый Ангелом, и никогда более не появлялся там» (гл. 4).

К сожалению, мы располагаем только русским переводом текста и не можем точно сказать, каково название гиганта в оригинале. Впрочем, на гиппопотама он совсем не похож. Может ли этот «толстяк» сильно повреждать посевы целой области? И почему люди сами не решаются, собравшись вместе и вооружившись факелами, прогнать его? Скорее всего, это тот самый библейский бегемот, поворачивающий хвостом, как кедром, описание которого приводится в книге Иова и напоминает нам диплодока. Замечательно, что в сноске переводчика сказано: «Великолепное описание бегемота… см. в Книге Иова, гл. 40». Очевидно, переводчик XIX века священник М. И. Хитров просто не видит разницы между бегемотом и гиппопотамом.

Более интересный случай описывает Руфин как прямой участник события:

«Дорогой мы заметили следы огромного дракона – точно бревна были протащены по песку». Путники не без колебаний пошли по следу и уже приблизились к его логовищу.

«Но в это время вышел к нам навстречу один брат, живший в соседней пустыне, который удержал нас. «Вы не выдержите вида чудовища, в особенности если вам не приходилось никогда видеть его. Я же частенько видал его – это зверь невероятных размеров…» (гл. 8).

В этот час встреча с гигантом лицом к лицу не состоялась. Переводчик на слово «дракон» делает сноску: «Разумеется крокодил». Но в это поверить просто невозможно. Руфин описывает свои встречи с крокодилами, и никогда не употребляет в отношении их слова «дракон». Он никогда не ужасается их размеров. Встречает он крокодилов вблизи воды, а не посреди знойной пустыни. О крокодильих логовищах у него нет упоминания, а, напротив, с точностью натуралиста он описывает их манеру лежать абсолютно неподвижно и без признаков жизни, подстерегая добычу (повадка, едва не стоившая жизни самому автору). И уж, конечно, вид крокодила тогдашнего путника нисколько бы не поразил. Далее идут еще более удивительные описания.

«Мы пришли к пещере встретившегося нам брата (отговорившего путников от свидания с чудовищем – с. 71). Он нас принял с искренней любовью, и мы у него отдохнули. Он поведал нам, что в этом самом месте жил один святой муж, его наставник, по имени Аммон. Господь много раз являл чрез него Свою силу. Вот что между прочим он рассказал нам.

Питался Аммон одним только хлебом, да и тот разбойники часто отнимали у него, похищая его скудные запасы. Долго старец переносил эти обиды. Но вот однажды он отправился в пустыню и на возвратном пути повелел следовать за собою двум драконам. Им поведено было лечь у входа в пещеру и охранять его. Разбойники явились по своему обычаю, не подозревая, что за стражу найдут они у входа. Увидав драконов, они оцепенели от ужаса и, лишившись чувств, полумертвыми пали на землю. Старец вышел к ним и, увидав их в таком положении, поднял и сказал им с укором:

– Вы видите, что звери добрее вас: они повинуются нам по воле Божией, а вы ни Бога не боитесь и не стыдитесь обижать Его служителей».

Разбойники после этого покаялись, исправились, сами стали иноками, превзойдя многих своим подвижничеством.

Или иное повествование о том же авве Аммоне:

«В другое время ужаснейший дракон опустошал соседние местности, и много народу погибло от него. Жители пришли к святому Аммону и молили его, чтобы изгнал зверя из их страны. Чтобы склонить его к милосердию, принесли с собою мальчика, сына одного пастуха, который помешался от испуга при одном взгляде на дракона. Зверь точно отравил его своим дыханием, и он замертво, весь опухший был принесен домой. Старец помазал елеем отрока и возвратил ему здоровье. В душе он, конечно, желал гибели зверя, но поселянам не дал никакого обещания – как бы сознаваясь в своем бессилии помочь им. На другой день, вставши рано, отправился к логовищу зверя и, склонив колена, начал молиться. Зверь стремительно бросился было к нему, уже слышно было его ужасное дыхание, сопровождавшееся резким шипением. Бесстрашно взирал на него старец… Обратившись к дракону, он произнес:  «Да поразит тебя Христос, Сын Божий, имеющий некогда поразить еще более страшного зверя!»

И лишь только он сказал это, как вдруг ужасный дракон, изрыгнув вместе с дыханием ядовитую пену, с треском лопнул посередине. Сбежались соседи и оцепенели от изумления; поднялось нестерпимое зловоние… Поспешили набросать на него огромные груды песку. Авва Аммон стоял тут же, потому что и к мертвому чудовищу не смели приблизиться одни, без святого старца…»

Здесь уже совсем невозможно назвать чудище крокодилом или каким-то иным известным нам современным животным. Невозможно подразумевать здесь и какое-то бесовское привидение. О явлении бесов в виде всяких страшилищ много рассказывается в отечниках. говорит о них и сам Руфин, именно как о бесовских явлениях, не оставляющих после себя столь грубых и тяжко переносимых материальных последствий. Нет, очевидно, здесь только две возможности: или полная выдумка от первого слова до последнего, или довольно реальное описание динозавра.

Против возможности вымысла говорит многое. Прежде всего – надежность и достоверность самого автора. Другой писатель-патрист, преподобный Палладий, включивший сочинение Руфина полностью в свою книгу «Лавсаик», называет его «благороднейшим и доблестнейшим, ученее которого не было между братиями». Время написания древней рукописи и ее авторство не подлежат сомнению. Вряд ли такой человек стал бы заниматься сочинительством небылиц.

Кроме того, у автора нет никакого резона выдумывать сказки. Он пишет не поэму, не былину, а путевые заметки. Поражать читателя чудесами виденных им пустынников он вполне мог бы без всяких драконов. Чудес в книге описано много, а динозавры встречаются всего лишь в приведенных нами немногих местах. Наоборот, явный вымысел какого-то мифического чудища, которого никто никогда не видел, только подорвал бы доверие к автору.

Цель автора – подвигнуть читателя к добродетельной подвижнической жизни. Призывать к аскезе обманом так же нелепо, как и сказать, например: «Приходите подвизаться в нашу пустыню, здесь живут такие страшные драконы, на которых вы даже посмотреть не сможете!»

Конечно, для неверующего ни в какие чудеса сказанное не аргумент, как, впрочем, и совершенное на его глазах чудо. Но мы рассчитываем, как и пресвитер Руфин, не на такого читателя, а на благосклонного и желающего следовать, если уж не простой прямой вере, то хотя бы принципу Шерлока Холмса: отбросьте все невозможное, и у вас в руках останется истина, какою бы невероятною, даже чудесною, она ни казалась. Отбрасывая возможность вымысла и возможность спутать дракона с крокодилом или бесом, приходим к прямому пониманию того, что хотел сказать автор о динозавре.

Наконец, прекрасное свидетельство мы находим у подвижника нашего столетия – недавно прославленного в лике святых Оптинского скитоначальника схиархимандрита Варсонофия. В «Житии Оптинского старца Варсонофия» (Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1995) приводится его письмо Оптинскому настоятелю архимандриту Ксенофонту, отправленное из Манчжурии в августе 1904 года, – вскоре после начала русско-японской войны преподобный Варсонофий был направлен в госпиталь на Дальнем Востоке, в городке Муллин, для духовного утешения и напутствования раненых воинов. Вот замечательный абзац из этого письма:

«Верую вместе со всеми православными русскими людьми, что непостижимая, Божественная сила Честнаго и Животворящаго Креста победит и раздавит темную силу глубинного змия-дракона, красующегося на японских знаменах. Замечу, кстати, что мне пришлось тоже лично слышать от солдат, стоявших на постах у станции Хантазы, верстах в 70 от Муллина, что они нередко видели года два назад, как из одной горной пещеры выползал громадный крылатый дракон, наводящий на них ужас, и снова прятался в глубь пещеры. С тех пор его не видят, но это доказывает, что рассказы китайцев и японцев о существовании драконов вовсе не есть вымысел или сказка, хотя ученые естествоиспытатели европейские и наши вкупе с ними отрицают существование сих чудовищ. Но ведь мало ли что отрицается только потому, что не подходит под мерку наших понятий…» (с. 142).

Интересно, что где бы ни появлялось в древней литературе сообщение о драконах, всегда описывается борьба человека с ними. Дракон всегда весьма мерзок людям на вид, всегда страшен и отвратителен. В этом тоже мы видим подтверждение истинности Божия слова о проклятии, изреченном змию при изгнании людей из рая и о законоположенной Богом войне между людьми и семенем змия. И только наше время всеобщего развращения вкусов и нравов сделало динозавра любимым героем фильмов, книг и картинок.

В заключение приведем небольшое читательское наблюдение. Мы видим, как египетские пустынники побеждали чудовищ силою молитвы и упования на Христа. Европейцы, встречаясь с драконами, больше полагались на силу оружия или особые «военные хитрости». Так об этом повествуется в их летописях, например в знаменитой поэме «Беовульф». Спутники же Руфина, уговорившие его направиться по стопам дракона, уверяли его, что они уже побеждали змиев и драконов исключительно только своим молитвенным дерзновением. В какой-то мере здесь мы можем сравнить – и вполне правильно – христианскую настроенность Востока и Запада. Взирая же на подвиги благочестивых предков, по слову Апостола, станем подражать вере их.

Заключение >>